Урок 109. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «КТО?», И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «ЧТО?»

0
169
программирование

Цель: развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие имена существительные вы образовали? Докажите, что эти слова являются именами существительными.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: шу..ка, л..ства, ч..рвяк, з..п..хи.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Какое слово здесь лишнее? (1) Лишнее слово – шубка, в нем парная согласная буква б в корне, проверочное слово – шуба. Во всех остальных словах безударные гласные в корне: листва – лист, червяк – червь, запахи – пахнет. 2) Лишнее слово – червяк, отвечает на вопрос «кто?». Остальные слова отвечают на вопрос «что?». 3) Лишнее слово – запахи, стоит во множественном числе. Остальные слова – в единственном числе, в этом слове две орфограммы: безударная гласная а в приставке и безударная гласная а в корне.)

– Какое слово вы не исключили? (Слово листва.)

– Из согласных букв этого слова составьте разные цепочки и напишите их до конца строки. Буквы в цепочках можно менять местами.

Лств влст твлс…

IV. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопрос «кто?», и имен существительных, отвечающих на вопрос «что?».

1. Беседа с учащимися:

– Писатель Юрий Дмитриев назвал свою книгу так: «Кто в лесу живет и что в лесу растет». Как вы думаете, о ком и о чем пишет автор, судя по названию книги?

– Как узнать, какие существительные отвечают на вопрос кто? А какие – на вопрос что?

2. Чтение правила, с. 15.

– Имена существительные бывают одушевленные (кто? человек, кто? тигр, кто? муравей) и неодушевленные (что? стакан, что? дерево, что? дорога).

Я сейчас буду диктовать слова, а вы их запишите в два столбика: в первый столбик – одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – неодушевленные предметы, отвечающие на вопрос что?

Учитель диктует: малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, дежурный, урожай, помидор, медведь, улица, картофель.

– Чем похожи эти слова? (Это словарные слова, правописание безударных гласных нужно запомнить.)

– Какой столбик оказался короче? Допишите в него слова из словаря.

V. Письмо по памяти. (упр. 395.)

VI. Подбор имен существительных.

Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой. (упр. 394.)

VII. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 396.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь