Урок 108. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

0
699
анимация

Цели: познакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных; формировать понятие «имя существительное».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте второе предложение.

– Какие части речи в этом предложении?

– Назовите главные члены предложения.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

мороз – е

укна – ?

узоры – м

– Какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ. (Существительное мороз – в единственном числе, поэтому стоит буква е. Существительное узоры – во множественном числе, отсюда буква м. Существительное окна тоже во множественном числе, значит, вместо вопросительного знака нужно писать букву м.)

Мме Емм Мме …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении.

– Составьте предложения, в которых будут все три данных слова.

Дети составляют предложения устно. Самое лучшее (1–2) записывают под диктовку учителя в тетради.

Мороз разукрасил окна сказочными узорами.

– Разберите предложение по частям речи.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Можно ли понять, о чем говорится в предложении, если убрать существительное?

– Какими членами предложения являются здесь существительные? (Подлежащим – мороз и второстепенными членами предложения – окна, узорами.)

V. Наблюдение над ролью имен существительных в нашем языке.

Работа над упражнением 389.

– Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)

– Что обозначают имена существительные?

Дети отвечают на этот вопрос под руководством учителя.

Имена существительные обозначают:

1. Конкретные предметы (доска, тетрадь).

2. Живые существа (кошка, петух, человек).

3. Явления природы (гроза, дождь).

4. События (война, революция).

5. Процесс, название действий (стрельба, рост).

6. Абстрактные понятия (дружба, честность).

VI. Письмо по памяти. (упр. 390.)

VII. Упражнение в классификации существительных. (упр. 391.)

– Какие группы слов вы написали?

– Чем сходны между собой все эти слова?

– Подчеркните безударные гласные в корнях слов.

VIII. Наблюдение над многозначностью имен существительных.

На доске записаны стихотворения:

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

С. Михалков

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

А. Барто

– Прочитайте стихи.

– Какой смысл имеет существительное урок в этих стихах? (В первом стихотворении слово урок употребляется в значении «домашнее задание», во втором – в значении «учебный час».)

– Многие существительные в русском языке имеют несколько значений: коса у девушки и коса как сельскохозяйственное орудие труда, овсянка – каша и овсянка – птица, лисички – животные и лисички – грибы и т. д.

VI. Итог урока.

– Что вы знаете об имени существительном?

– Каким членом предложения чаще всего бывает существительное?

Домашнее задание. Упражнение 392.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь