Цели: уточнить и обобщить представления учащихся о частях речи; развивать умение определять тему иллюстрации, озаглавливать ее, составлять текст по данному плану.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие части речи вам встретились в загадке? В каком числе они стоят?
– Как узнать, в каком числе стоит слово?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
белить – г
белый – п
бельё – ?
– Какую букву нужно поставить вместо вопроса? (Слово белить – глагол, поэтому написана буква г. Белый – прилагательное, отсюда буква п. Бельё – существительное, значит, следует написать вместо вопроса букву с.)
Ггб Ппб Ссб Ггб …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы, с которых начинаются названия частей речи, чередуются с первой буквой каждого слова, буквой б.)
IV. Словарный диктант (безударные гласные в корне).
Смотрел в окно, тяжёлый камень, возились в саду, ледяная гора, голодно зимой, на вершине горы, красивая полянка, холодная весна, медок с цветов, большой лентяй.
– Подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением.
– Обозначьте часть речи – имя прилагательное.
V. Обобщение о частях речи. (упр. 386.)
VI. Работа над рисунком. (упр. 387.)
1. Рассказ по картинке.
– Где происходит действие?
– Что мастерят мальчики?
– Какими инструментами они пользуются?
– Как они трудятся? (Кто что делает? дайте имена мальчикам.)
– Озаглавьте картинку. (Домики для пернатых друзей. Готовимся к встрече птиц…)
2. Составление текста по плану.
3. Орфографическая подготовка.
4. Запись текста. Проверка.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 388.