Ц е л и: познакомить с изменением по падежам местоимений множественного числа; отработать навык склонения местоимений единственного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Поверхность песков, гибкий прут, сережки березки, аромат трав, бабушка в окошке, ушки на макушке, ползти через овраг, у дедушки на ночлег, загадка про арбуз, турист в лодке.
II. Актуализация опорных знаний.
– Допишите.
я , меня, _____, _____, обо мне.
Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.
Он, его, ______, _____, ______.
– Вставьте пропущенные местоимения, отгадайте загадки (устно):
1. ______, смотри, _______ не трожь –
______ колючий шарик.
2. В _____ льется, из ______ льется,
Сама по земле плетется.
3. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на ______ –
И не будет ничего.
III. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 37 устно, по заданию учебника.
2. Р а б о т а с таблицей на с. 38.
– Обратите внимание, как изменяются личные местоимения при склонении во множественном числе.
3. Упражнение 23 учащиеся выполняют по заданию учебника, под руководством учителя.
– Подчеркните местоимения. Какими членами предложения они являются?
4. Упражнение 24 учащиеся выполняют по заданию учебника.
– Определите падеж местоимений я и он.
– Сделайте вывод, каким членом предложения бывает личное местоимение в именительном падеже.
5. Упражнение 25 учащиеся выполняют по заданию учебника, под руководством учителя.
– Сделайте вывод, каким членом предложения являются личные местоимения в косвенных падежах.
IV. Закрепление.
– Определите лицо, число, падеж местоимений:
1) позвоню вам;
2) отдает нам;
3) хвалила нас;
4) узнал о них;
5) рассказал о вас.
– Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.
– Разберите его по членам предложения, части речи надпишите.
V. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
– Добились ли вы своей цели? Докажите примерами.
Домашнее задание: упражнение 26 или 27 (по выбору ученика).