Цель: развивать умение разбирать предложения по членам и определять части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие местоимения вы подчеркнули? Вместо каких существительных они употребляются в тексте?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..рской, ст..пной, л..сник, подл..тел.
– Прочитайте слова.
– Сегодня мы составим цепочку из пяти букв. Первые три буквы находятся в суффиксах прилагательных. Четвертая и пятая буквы – пропущенные орфограммы. Из каких букв состоит цепочка? (В прилагательном морской суффикс в прилагательном степной суффикс В слове морской орфограмма – буква о, проверочное слово – муре. В слове степной орфограмма – буква е, проверочное слово – степь. И т. д. Значит, мы будем писать цепочку из букв с, к, н, о, е.)
скное кноес ноеск …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарный диктант.
Сильная вьюга, отъезд братьев, съел муравьёв, разъединить перья, разъедает солью, объедают листья, объявление о вьюге, объяснил с радостью, объест сучья.
– Подчеркните разделительный ь одной чертой, а разделительный ъ двумя чертами.
V. Сопоставление частей речи и членов предложения. (упр. 378.)
VI. Восстановление деформированных предложений. (упр. 379.)
VII. Работа над правилом (с. 8).
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?
– Прочитайте правило. Спишите предложения.
– Составьте схему первого предложения. По этой схеме составьте своё предложение и запишите его.
VIII. Итог урока.
– Чем сходны между собой подлежащее и сказуемое? (Это главные члены предложения.)
– Чем сходны между собой имя существительное, имя прилагательное, глагол? (Это части речи.)
– Какая часть речи членом предложения не является? (Предлог.)
Домашнее задание. Упражнение 382.