Ц е л ь: познакомить с изменением местоимений по падежам.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Прибежал лесник, в зеленом лесу, поднялась звезда, пил из заводи лосенок, далекая гора, зверюшки разбежались, большие цветы, висит ковер, прилетели весной, вывели птенцов.
II. Актуализация опорных знаний.
– Закрепим умение отличать личные местоимения от других частей речи.
З а д а н и е: зачеркните «лишние» слова:
Я, но, ты, он.
Мнем, мну, мне, мни.
Нас, нами, наст, нам.
Вам, воз, вес, вол.
– Что можете рассказать о местоимениях в первой строчке?
– Предположите, от какого местоимения образовались местоимения третьей строки. На какие вопросы отвечают эти местоимения?
– Сделайте вывод.
В ы в о д: местоимения изменяются.
В ы п о л н е н и е упражнения 16 на с. 35 устно.
– А теперь поставьте вместо существительных местоимения, образованные от местоимения 1-го лица единственного числа.
– Определите падеж этих местоимений.
III. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с правилом и таблицей на с. 36.
– Понаблюдайте над основой. Сделайте вывод.
В ы в о д: при склонении местоимений изменяется вся основа.
2. Первичное з а к р е п л е н и е.
– Закройте учебники, просклоняйте любое личное местоимение.
Упражнение 17 на с. 35 выполняется по заданию учебника под руководством учителя.
IV. Самостоятельная работа.
– Определите лицо, число, падеж местоимений. Используйте таблицу.
1) п оздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).
2) в стречаю его.
3) д арю ей.
4) г оржусь тобой.
5) о твечает мне.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
Домашнее задание: упражнение 20, с. 37.