Урок 104. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

0
660

Цели: познакомить учащихся с местоимениями; развивать умение распознавать части речи по двум признакам: 1) вопросы; 2) что обозначает?

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте слова с непроверяемыми гласными, которые вы подобрали. Какой частью речи они являются? Обоснуйте свой ответ.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

сухой – мокрый

старый – …

гладить – …

глубокий – …

твёрдый – …

большой – …

– Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова, начинающиеся на букву м:

сухой – мокрый

старый – молодой

гладить – мять

глубокий – мелкий

твёрдый – мягкий

большой – маленький

значит, мы будем писать букву м.)

мля лям ямл …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Постановка цели урока.

Слово учителя.

– Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово – гладить – это глагол, все остальные слова – имена прилагательные.)

– Какие еще части речи вы знаете? (Имя существительное, предлог.)

– Сегодня будете учиться отличать одну часть речи от другой, узнаете еще об одной части речи.

V. Свободный диктант. (упр. 372.)

После предварительной орфографической подготовки учитель читает каждую часть упражнения два раза, учащиеся записывают эту часть, проверяют по учебнику и т. д.

– В первой и во второй частях текста найдите знакомые вам части речи и обозначьте их буквами над словом: с. – существительное, пр. – прилагательное, г. – глагол, п. – предлог.

– Над каким словом вы не обозначили, какая это часть речи? (Над словом они.)

– Вместо какого слова во второй части употребляется слово они? (Вместо слова утки.)

Они – это местоимение. Такие местоимения, как он, она, оно, они, заменяют в речи имена существительные. В последнем предложении есть тоже местоимение они. Какое существительное заменяет это местоимение? (Ученики.)

VI. Знакомство с правилом (с. 6).

– Составьте предложения, используя местоимения (устно.)

VII. Письмо по памяти:

Солнце, солнце, ты откуда?

Я из зорьки золотой.

Дождик, дождик, ты откуда?

Я из тучки грозовой

О. Высотская

– Подчеркните местоимения.

VIII. Итог урока.

– С какой новой частью речи познакомились на уроке?

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 373, правило, с. 6.