УРОК 103. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

0
235

1. Фразеологическая минутка.

На доске написаны фразеологизмы:

как две капли воды

с три короба

убить двух зайцев

– С помощью словаря объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения.

– Укажите числительные в данных предложениях и их разряд.

2. Игра «Третий лишний».

1) один, двое, пять

2) три девятых, семеро, две шестых

3) шести, четырех, четверых.

– Что обозначают лишние числительные?

3. Работа с теоретическим материалом.

Учитель называет количественные числительные: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Задача учащихся – образовать от них собирательные.

– С помощью какого суффикса образуются собирательные числительные?

– Попробуйте образовать собирательное числительное от целого числительного один. Почему это невозможно?

– Попробуйте согласовать числительное двое с существительными мальчики, дом, девочки, котята, ручка, ножницы, сало.

– Сделайте вывод, с какими существительными могут согласовываться собирательные числительные. Прочитайте правило в учебнике (с. 155).

– Просклоняйте словосочетание семеро козлят по падежам.

– Что можно сказать о склонении данных существительных?

4. Упражнения 370, 372.

5. Инсценировка.

В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель.

Учитель (обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.

1-й ученик . Нам обеим подойти?

Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.

2-й ученик . Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?

Учитель . Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.

1-й ученик . Почему вдруг женского?

Учитель . Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.

2-й ученик . Ясно!

Учитель . Обоим ясно?

Ученики (вместе): Обоим!

Учитель . Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?

1-й ученик . Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.

2-й ученик . Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.

1-й ученик . Какие такие обеи?

2-й ученик . Какие? С цветочками.

Учитель . А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?

2-й ученик . Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.

Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.

6. Упражнение 373.

7. Итог урока.

– По представленному плану расскажите все, что вы узнали о собирательных числительных.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

б) четверо мальчиков, пятеро медвежат, двое саней, нас трое;

в) семерым козлятам (окончание, как у прилагательных во мн. ч.);

г) оба, обе – обоими, обеими.

Домашнее задание:

1) Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных, 5 орфографических.

2) Подготовиться к диктанту, упражнение 375.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь