Урок 103. Непроизводные и производные предлоги
Цель: показать отличие производных предлогов от непроизвод ных, пути образования производных предлогов.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, занимательная лингвистика.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Исправьте речевые ошибки:
Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспоко иться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.
(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспоко иться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свой ственный глаголам.)
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 294: проверка по цепочке.
Упражнение 295: словообразовательный разбор и разбор сло ва уверенность по составу; морфологический разбор слова своих у доски.
III . Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги»
1. Слово учителя.
Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказыва ет их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже ние (часа, года) образован от существительного с предлогом {верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия {Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника- § 50, с. 136.
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 296: комментированное Письмо.
Упражнение 297: устный разбор; фонетический, морфологи ческий и синтаксический разбор – на доске.
Вывод: производные предлоги, приведенные в упражнении, образованы из наречий.
V . Занимательная лингвистика
Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло ослож нение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины.
Этот лингвистический и политический вопрос пока так и ос тался нерешенным.
Домашнее задание 1- § 50.
2. Упражнение 298.