Урок 103. Непроизводные и производные предлоги

0
489
иинформатика

Урок 103. Непроизводные и производные предлоги

Цель: показать отличие производных предлогов от непроизвод­ ных, пути образования производных предлогов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, занимательная лингвистика.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Исправьте речевые ошибки:

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспоко­ иться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспоко­ иться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свой­ ственный глаголам.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 294: проверка по цепочке.

Упражнение 295: словообразовательный разбор и разбор сло­ ва уверенность по составу; морфологический разбор слова своих у доски.

III . Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги»

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказыва­ ет их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель­ ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже­ ние (часа, года) образован от существительного с предлогом {верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия {Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника- § 50, с. 136.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 296: комментированное Письмо.

Упражнение 297: устный разбор; фонетический, морфологи­ ческий и синтаксический разбор – на доске.

Вывод: производные предлоги, приведенные в упражнении, образованы из наречий.

V . Занимательная лингвистика

Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советско­го Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло ослож­ нение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины.

Этот лингвистический и политический вопрос пока так и ос­ тался нерешенным.

Домашнее задание 1- § 50.

2. Упражнение 298.