Урок 100 РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» – «ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ОДНОЙ СЕМЬИ» (М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН)

0
1622
информатика

Урок 100
Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды
из жизни одной семьи» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Цели: рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлевщины – символа распада дворянства.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет…

М. Е. Салтыков-Щедрин

I. Вступительное слово учителя.

Творческая история романа «Господа Головлевы»

Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». («Благонамеренные» – благонадежные; существенный признак благонамеренности – ненависть к людям независимого образа мыслей, «нигилистам».)

Поощренный хорошими отзывами Некрасова о главе «Семейный суд», писатель-сатирик продолжил написание головлевской хроники. Роман «Господа Головлевы» (1880 г.), по мнению критиков, – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина.

Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», ее физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы… В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлевых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведет суровый и справедливый «расчет».

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы:

1. Расскажите, как складывается судьба Головлевых – Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц, сыновей Порфирия Головлева.

2. Объясните значение слова «господа», подберите однокоренные слова. (Господин – хозяин положения.)

3. Кого из героев романа можно отнести к господам?

4. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлевы»? (Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения.)

5. Найдите и зачитайте описание природы. Какие тона в изображении природы преобладают?

6. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»?

7. Как помогает описание природы понять идею произведения?

Писатель на примере вырождения семьи Головлевых показывает закономерности гибели эксплуататорского класса. Раскрытию идейного содержания помогает композиция романа. («Семейный суд» – умирает Степан, «По-родственному» – умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, «Расчет» – умирает Иудушка Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.)

Суров и мрачен щедринский пейзаж. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «все говорит об угнетении», о тяжелом положении народа… Салтыков-Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны» [15. Ч. II. С. 214].

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?

2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.

2. Дочитать роман до конца.

3. Работа по группам.

Примерные темы:

1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.

2) Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?