Урок 10
Тема: прописная буква в начале предложения
Цели: систематизировать знания детей о предложении; способствовать обогащению словарного запаса; проверить умение детей определять границы предложений.
1. Подготовка руки к письму.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем «козу».
Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
2. Выполнение упражнения 47, с. 32.
II. Актуализация опорных знаний.
Опрос проходит в форме игры «Живые предложения». Учитель вызывает к доске трех учеников. Дети выбирают себе «шапочку»-схему:
Затем начинают рассказ «о себе». Например, «Я предложение. Первая буква в первом слове – заглавная. В конце стоит точка. Я передаю сообщение. Произношусь с невосклицательной интонацией».
– Приведите примеры «моих» предложений.
Аналогично рассказывают о себе другие предложения.
– Выберите «свои» предложения.
Какой он нарядный
Был ясный день
Как звали кота
Расставьте знаки препинания. Предложения запишите по памяти.
Самопроверка.
III. Работа над основной целью урока.
– Сегодня вы должны показать, чему научились за предыдущие уроки.
Рассмотрите рисунок в упражнении 48.
– Как бы вы назвали девицу-красавицу?
– Почему художник изобразил ее такой красивой, радостной, нарядной?
– Как вы думаете, почему все поэты, писатели, художники изображают весну молодой девушкой?
– Вспомните стихи о весне.
– Прочитайте загадку в упражнении 49.
– Отгадайте ее. (Весна.)
– Как автор называет весну?
– Почему он так ее называет?
– Что говорится о солнышке?
– Прочитайте первую строчку. Какой знак препинания стоит в конце этой строчки? (Запятая.)
– Какие слова пишутся не так, как слышатся?
– Прочитайте вторую строчку. Какой знак препинания вы видите? Почему автор поставил именно его?
– Заучим загадку.
– Напишите ее по памяти. (Учитель на доске прописывает схему предложения с выделением ошибкоопасных мест.)
Самопроверка.
IV. Самостоятельная проверочная работа.
1. Выполнение упражнения 50, с. 33.
– Спишите текст, разделите его на предложения.
(Текст состоит из трех предложений.)
– Подчеркните опасные места в тексте.
2. Выполнение упражнения 51, с. 33.
– Запишите названия весенних месяцев по порядку.
– Что вы узнали о предложении на уроках русского языка?
– Как пишутся предложения?