Урок № 10 Корень слова. Однокоренные слова.

0
34

Цель: 1. добиться полного и прочного усвоения определения корня и однокоренных слов. формировать умения находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, находить корень, подбирая родственные слова;

  1. развивать связную устную и грамотную письменную речь, воображение, память, мышление;

воспитывать интерес к языку, любовь и бережное отношение к природе, учить видеть хорошее везде и во всем.

Ход урока

Оргэтап

Этап проверки домашнего задания

Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение № 10 на странице 52

Этап проверки знаний

Фронтальный опрос.

– Что такое словообразование? (Раздел науки, изучающий строение слов.)

– Какие бывают части слова? (Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.)

– Что называется основой? (Часть слова без окончания.)

– Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.)

– Какое окончание называется нулевым? (Окончание, которое не выражено звуками.)

– Что включает в себя основа слова? (Корень, приставку, суффикс.)

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Чтение лингвистической сказки сначала учителем, потом учениками по цепочке

Сказка о чудесном дереве

Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила:

-Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-русски.

-Корни, ствол, ветки, листья.

-Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»?

-Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень.

-Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?»

Ребята задумались.

-Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве.

Прочитайте диалог в первой части текста по ролям. Далее разыграйте диалог по ролям, не глядя в текст.

– Ребята, из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-казахски, а потом – по-русски. (Тамыр – корень, бұтақтар – ветки, жапырақтар – листья, ствол – дің). А как по-английски будет слово дерево? (корень?)

Для чего нужен корень растению? Какие еще зачения имеет слово «корень»? (стр.4)

– Правильно, корень зуба, корень слова. Слово «корень» имеет несколько значений, поэтому оно многозначное. Но тогда от Почемучки вам еще один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?» Чтобы помочь ответить на этот вопрос, расскажу вам сказку.

Ученик подходит к ИД, берет карандаш, выбирает цвет и выделяет корень дерева, корень зуба и корень слова.

Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!».И и поселилось слово реди людей, и стало скитаться, и попросило слово их:

-Посадите меня в землю.

-Зачем?- удивились люди.

-Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей.

Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его.

Долго из земли ничего не росло, но наконец показалось

маленький росток.

Как тебя зовут, росток?- спросили люди.

Ходить,- ответил он.

Опять «ходить»! А где же другие слова?

Будет! Вы только чаще меня поливайте.

Стали люди ухаживать за ростком лучше

прежнего, и превратился он в могучий ствол.

А когда ствол начал ветвиться, спросили люди

первую веточку:

Как тебя, веточка, зовут?

Приходить, -ответил она.

Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала:

Приходите завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется.

А тебя как зовут?- спросили люди.

Приход,- ответила новорожденная.

На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить».Так каждый день чудесное дерево

дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами.

Вот какое дерево тогда выросло.

Вывод:

5. Этап объяснения новой темы

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Входить, вход, входной – это однокоренные слова.

Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.

При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.

Чтение параграфа на странице 56. конспект в тетрадь для правил.

Этап закрепления новой темы

Задание № 1. подберите однокоренные слова к данным словам. Запишите их

Цвет – _________________________________________________,

Дуб – _________________________________________________,

Яблоко – _______________________________________________,

Море – _________________________________________________,

Берёза – _______________________________________________,

Снег – _________________________________________________,

Составьте три предложения с данными словами

Игра «Четвертый лишний» Упражнение № 4. выпишите из каждого столбика только однокоренные слова.

Рассмотрите картинки:

Горец, гореть, горевать.

Являются ли данные слова однокоренными?

Подберите к данным словам однокоренные: 1 ряд – горец, 2 ряд – горевать.

Задание № 2

– Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на

доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их

образования детьми) – Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)

– Рыбная ловля. (рыбалка)

– Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

– Ловить рыбу (рыбачить)

– Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,

рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)

выделите общий корень. Составьте одно предложение.

Самостоятельная работа. Задание № 3

1 уровень:

– Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

– Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.

Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

7. Этап рефлексии

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 5 на странице 57. выписать однокоренные слова. Выделить в них корень.


1 уровень:

– Выпиши группы однокоренных слов.

Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

– Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

– Выпиши группы однокоренных слов.

Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

– Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

– Выпиши группы однокоренных слов.

Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, ле

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь