Цель: 1. добиться полного и прочного усвоения определения корня и однокоренных слов. формировать умения находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, находить корень, подбирая родственные слова;
- развивать связную устную и грамотную письменную речь, воображение, память, мышление;
воспитывать интерес к языку, любовь и бережное отношение к природе, учить видеть хорошее везде и во всем.
Ход урока
Оргэтап
Этап проверки домашнего задания
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение № 10 на странице 52
Этап проверки знаний
Фронтальный опрос.
– Что такое словообразование? (Раздел науки, изучающий строение слов.)
– Какие бывают части слова? (Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.)
– Что называется основой? (Часть слова без окончания.)
– Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.)
– Какое окончание называется нулевым? (Окончание, которое не выражено звуками.)
– Что включает в себя основа слова? (Корень, приставку, суффикс.)
4. Этап подготовки к активному усвоению знаний
Чтение лингвистической сказки сначала учителем, потом учениками по цепочке
Сказка о чудесном дереве
Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила:
-Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-русски.
-Корни, ствол, ветки, листья.
-Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»?
-Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень.
-Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?»
Ребята задумались.
-Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве.
Прочитайте диалог в первой части текста по ролям. Далее разыграйте диалог по ролям, не глядя в текст.
– Ребята, из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-казахски, а потом – по-русски. (Тамыр – корень, бұтақтар – ветки, жапырақтар – листья, ствол – дің). А как по-английски будет слово дерево? (корень?)
Для чего нужен корень растению? Какие еще зачения имеет слово «корень»? (стр.4)
– Правильно, корень зуба, корень слова. Слово «корень» имеет несколько значений, поэтому оно многозначное. Но тогда от Почемучки вам еще один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?» Чтобы помочь ответить на этот вопрос, расскажу вам сказку.
Ученик подходит к ИД, берет карандаш, выбирает цвет и выделяет корень дерева, корень зуба и корень слова.
Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!».И и поселилось слово реди людей, и стало скитаться, и попросило слово их:
-Посадите меня в землю.
-Зачем?- удивились люди.
-Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей.
Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его.
Долго из земли ничего не росло, но наконец показалось
маленький росток.
Как тебя зовут, росток?- спросили люди.
Ходить,- ответил он.
Опять «ходить»! А где же другие слова?
Будет! Вы только чаще меня поливайте.
Стали люди ухаживать за ростком лучше
прежнего, и превратился он в могучий ствол.
А когда ствол начал ветвиться, спросили люди
первую веточку:
Как тебя, веточка, зовут?
Приходить, -ответил она.
Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала:
Приходите завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется.
А тебя как зовут?- спросили люди.
Приход,- ответила новорожденная.
На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить».Так каждый день чудесное дерево
дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами.
Вот какое дерево тогда выросло.
Вывод:
5. Этап объяснения новой темы
Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Входить, вход, входной – это однокоренные слова.
Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.
При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.
Чтение параграфа на странице 56. конспект в тетрадь для правил.
Этап закрепления новой темы
Задание № 1. подберите однокоренные слова к данным словам. Запишите их
Цвет – _________________________________________________,
Дуб – _________________________________________________,
Яблоко – _______________________________________________,
Море – _________________________________________________,
Берёза – _______________________________________________,
Снег – _________________________________________________,
Составьте три предложения с данными словами
Игра «Четвертый лишний» Упражнение № 4. выпишите из каждого столбика только однокоренные слова.
Рассмотрите картинки:
Горец, гореть, горевать.
Являются ли данные слова однокоренными?
Подберите к данным словам однокоренные: 1 ряд – горец, 2 ряд – горевать.
Задание № 2
– Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на
доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их
образования детьми) – Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)
– Рыбная ловля. (рыбалка)
– Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)
– Ловить рыбу (рыбачить)
– Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,
рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)
выделите общий корень. Составьте одно предложение.
Самостоятельная работа. Задание № 3
1 уровень:
– Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
2 уровень:
– Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.
Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.
1. Поле, полка, полевой, полюшко.
2. Орех, орешек, ореховый.
3. Веселый, радость и веселье.
7. Этап рефлексии
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 5 на странице 57. выписать однокоренные слова. Выделить в них корень.
1 уровень: – Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: – Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. |
1 уровень: – Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: – Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. |
1 уровень: – Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, ле
|