Урок 1 ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. ЛЕТОПИСИ

0
12
редактор изображений

Цели: познакомить учащихся с учебником по чтению «Родная речь»; дать понятие «летопись»; прививать интерес к родному языку, истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

Учитель беседует с учащимися о произведениях, прочитанных ими летом, спрашивает о том, что больше всего им понравилось, удивило, привлекло внимание.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть учебник по чтению.

– Что интересного увидели?

– Что вас заинтересовало больше всего?

– Что удивило?

– Что показалось непонятным?

Затем, беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из 2 частей, каждая часть, помимо основных разделов, содержит поэтические тетради на определённые темы), на фамилии авторов учебника (учащиеся отмечают, что по учебникам, составленным данными авторами, они занимались во 2-м и 3-м классах).

Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.

Физкультминутка

III. Знакомство с понятием «летопись».

Учитель просит учащихся прочитать название первого раздела.

– Как называется раздел, который открывает учебник. (Летописи.)

– Как вы понимаете слово «летопись»? (Высказывания детей.)

– А вот как объясняет данное слово толковый словарь (учитель открывает доску, на которой написано толкование слова «летопись»):

Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником.

Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть «год», и «писать».

После этого учитель знакомит учащихся с такими понятиями, как: «летописание», «летописец», «летосчисление» (слова и их толкование записаны на доске).

Летописание – составление летописей.

Летописец – составитель летописи.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого-нибудь условленного момента.

Затем учитель сообщает учащимся о том, что именно благодаря труду летописцев современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далёкое прошлое, что чаще всего древнерусскими летописцами были учёные монахи. Все факты, описываемые в летописи, были правдивы, достоверны. Сочинить что-то или грубо исказить летописное известие считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина. Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте – специально выделанной тонкой коже. Листы нередко украшались затейливыми заставками, а иногда яркими миниатюрами (заставка-рисунок, выделяющий и украшающий начало книги или её раздела; миниатюра – сделанный от руки рисунок в красках).

В Древней Руси летопись ценилась очень высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

IV. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Что вас удивило, поразило?

? Домашнее задание: поискать в библиотеке и принести на урок летопись.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь