Урок 1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ

0
529
биология

Урок 1 Вступительное занятие: Искусство чтения
(2 часа)

Цели урока: подготовить учащихся к восприятию нового курса, создать активное рабочее настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях; заставить задуматься, как читать произведения художественной литературы, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; работать над овладением антонимической лексикой со значением дифференциации чтения (чтение про себя и для себя – чтение вслух, для других; чтение-сопереживание – чтение оценочное, истолковывающее); учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Наверное, больше чем островов и подводных рифов в океанах. Но ни один даже самый смелый капитан не поведет свой корабль в плаванье, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своем пути. Представьте себе большой порт: одни корабли причаливают, другие отплывают, третьи стоят под погрузкой или разгрузкой, а между ними снуют портовые буксиры, катера и лодки. И вот, чтобы капитан смог провести свой корабль к причалу в этом хаосе больших и малых судов, ему присылают из порта лоцмана, человека, знающего и расположение причалов, и особенности работы этого порта, и график движения судов. Даже опытному капитану необходим лоцман в незнакомом порту.

Надеюсь, вы поняли, почему я сравниваю книги с островами в океане? Да, да! В огромном море книг нелегко разобраться и высокообразованному человеку. Не случайно с древних времен существует множество профессий, помогающих людям ориентироваться в океане человеческой мудрости. Это и литературоведы, и библиографы, которые собирают и систематизируют сведения о книгах, и библиотекари, которые хранят и выдают книги, и библиофилы, любители и собиратели книг.

И, если вы не возражаете, я стану вашим лоцманом и помогу научиться читать и выбирать книги; постараюсь расширить ваши познания. Каждая книга содержит какую-нибудь тайну. Но нет на свете таких тайн, которые не смог бы раскрыть пытливый ум. Важно лишь правильно подойти к делу.

Вы уже познакомились с волшебством слова. Смею думать, что вы теперь не просто ученики, а мастера, поэтому наши уроки станут теперь уроками мастерства. Ведь не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы прочесть книгу, раскрыв ее тайны, надо быть мастером.

– Какими же они будут, наши уроки литературы? Что значит «учиться литературе»? … Уточню вашу мысль: учиться литературе – это значит учиться читать страницы, вышедшие из-под писательского пера, учиться читать особенное, художественное произведение.

– Но умеем ли мы читать? Расскажите, как происходит это у каждого из вас и одинаково ли…

Сравните свое чтение дома (скорее всего, вероятно, про себя) и в классе. В чем смысл того и другого чтения?

Давайте послушаем ребят, решившихся прочитать свое любимое произведение.

2. Чтение 2–3 произведений (или фрагментов из них) подготовленными учащимися.

– Что же такое «искусство чтения»? приблизились ли мы к нему?

3. Опыт «читательской биографии».

Взрослея, мы обогащаем и нашу читательскую биографию. Вот как об этом рассказал М. Горький в автобиографической повести «В людях». (Чтение фрагмента.)

А вот еще один опыт подобной исповеди: В. Г. Короленко – «История моего знакомства с Диккенсом». (Чтение фрагмента.)

– Каково ваше мнение о страницах Короленко?

– А теперь попытайтесь очертить свою читательскую биографию.

Творческая работа «Мое читательское взросление» с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки (словосочетания записаны на доске): стал старше, вдумчивее, взыскательнее, тоньше в восприятии писательского слова … ; если раньше любил читать … , то сейчас мне ближе … ; мой первый писатель … ; моя первая встреча с … , а затем…

Домашнее задание: закончить творческую работу о своем читательском взрослении.