Урок 1 Тема: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА

0
1415
метод печати

Тема коллективной композиции «Цветы».

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изобра­жениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспи­тание любви и интереса к предмету.

Оборудование урока: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся – гуашь (3 цвета – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсут­ствии гуаши).

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показываю­щие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бума­гу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный р я д: загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не счи­таются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.

Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).

II. Беседа по теме урока.

Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале прово­дит короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисо­вали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится ри­совать и т. д.

В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.

Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помо­гать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) – Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.

1) Многоцветие мира – радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.

2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей – основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и осталь­ного в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге сме­сями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механиче­ски раскрашивая готовыми красками.

3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фак­тура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «по­лоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».

Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навы­ки у них уже есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, сис­тематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Го­товность к уроку – это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.

Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает ху­дожник, он также использует инструменты. Давайте назовем неко­торые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загады­ваю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, – красота. (Краски, цветные карандаши.)

А также есть другие инструменты художника:

Бумага она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в пап­ках для рисования.

Линейка преимущественно берем около 25 см, нескольз­кую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала – криво­линейные линейки.

Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.

Палитра небольшой кусок доски у художников, а у нас -из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.

Фломастеры, маркёры – используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.

Необходимы художнику и тряпочки – для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.

Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального воло­са животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений – кру­пинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.

– Какие из этих «инструментов» есть у вас?

– Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сен­тября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка – наши основные ма­териалы.

Некоторые правила работы:

• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в дру­гой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

• нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);

• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.

Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.

– Можете ли вы привести еще примеры, ребята?

Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их ле­пестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, жел­то-оранжевый, красно-коричневый).

Литературные образы. Загадка:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькие стихотворные сказки:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В тёмно-синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова

БУКЕТ

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, –

Ей на речку хочется самой,

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо.

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.

3. Александрова РОМАШКИ

Рыжие макушки,

Белые рубашки.

По лесной опушке

Разбрелись ромашки.

ФИАЛКА

У фиалки нежный аромат.

И над лесом, может быть,

от этого Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

В. Орлов

IV. Составление коллективной композиции.

В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10-20 минут до конца урока изображения цветов вы­резать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цвет­ная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), об­ращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.

Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основ­ные принципы составления коллективных композиций. Дети, вы­полняя задание индивидуально, могут до конца урока не догады­ваться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, стано­вится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осо­знают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.

V. Итоги урока.

При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получа­ется от смешения одних и тех же красок, обращает внимание де­тей на красоту большой совместной работы – композиции, кото­рая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цвето­вых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех ос­новных цветов (листья, овощи и фрукты).