Урок № 1. ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

0
740
литература

Урок № 1. ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

I . Вступительная лекция учителя.

Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельно­сти людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ толь­ко человек одарен речью», – писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с на­родом – носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменя­ется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполня­ет обе эти функции.

Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими язы­ ками мира, обогащая их лексику.

II . Работа с учебником.

Учащиеся читают § 1. Отвечают на вопросы:

Чем вы можете объяснить большое распространение русского языка в мире?

В какую группу языков входит русский язык?

Какие ещё языки, кроме русского, входят в группу восточносла­вянских языков?

4) Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?

5) Почему некоторые русские слова звучат в других странах без пе­ревода? Приведите примеры таких слов.

III . Диктант с последующим орфографическим заданием.

1. Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свиде­тельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой на­ циональной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа.

Академик В. В. Виноградов Задания: 1) передать (устно) основной смысл высказывания; 2) объяснить правописание безударных гласных в словах «неоспоримым» и «свидетельством».

2. Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и
культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, вы­разителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Задания: 1) объясните постановку тире в первых двух предло­ жениях; 2) выделенные слова разберите как члены предложения.

IV . Изложение-миниатюра.

1. Задание перед чтением текста: озаглавить отрывок из статьи В. Белинского словами последнего предложения. (Слова – это условные знаки понятий.)

Чтение текста учителем. Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком- нибудь предмете. Так, например, произнося слово «огонь», мы представля­ ем себе эту стихию со всеми ее признаками, то есть светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня. Из этого видно, слова суть не что иное, как условные знаки поня­тий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса (По В. Г. Белинскому).

3. Словарная работа. Открыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Объяснить запятые в словосочетаниях.

С…стоит; соед…няем; каком (нибудь); ст…хия; (не) вид…ли; (не) что иное, как; хотя (бы); знаки п…нятий, выража…мых посредством раз­личных соч.. .таний звуков.

4. Повторное чтение текста. Пересказ. Написание изложения.

V . Задание на дом: упр. 1.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь