Урок № 1. ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
I . Вступительная лекция учителя.
Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», – писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими язы ками мира, обогащая их лексику.
II . Работа с учебником.
Учащиеся читают § 1. Отвечают на вопросы:
Чем вы можете объяснить большое распространение русского языка в мире?
В какую группу языков входит русский язык?
Какие ещё языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?
4) Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?
5) Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.
III . Диктант с последующим орфографическим заданием.
1. Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой на циональной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа.
Академик В. В. Виноградов Задания: 1) передать (устно) основной смысл высказывания; 2) объяснить правописание безударных гласных в словах «неоспоримым» и «свидетельством».
2. Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и
культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
Задания: 1) объясните постановку тире в первых двух предло жениях; 2) выделенные слова разберите как члены предложения.
IV . Изложение-миниатюра.
1. Задание перед чтением текста: озаглавить отрывок из статьи В. Белинского словами последнего предложения. (Слова – это условные знаки понятий.)
Чтение текста учителем. Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком- нибудь предмете. Так, например, произнося слово «огонь», мы представля ем себе эту стихию со всеми ее признаками, то есть светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня. Из этого видно, слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса (По В. Г. Белинскому).
3. Словарная работа. Открыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Объяснить запятые в словосочетаниях.
С…стоит; соед…няем; каком (нибудь); ст…хия; (не) вид…ли; (не) что иное, как; хотя (бы); знаки п…нятий, выража…мых посредством различных соч.. .таний звуков.
4. Повторное чтение текста. Пересказ. Написание изложения.
V . Задание на дом: упр. 1.