Урок 1 6 Тема: «ЧЕТВЕРОНОГИЙ ГЕРОЙ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ИЗОБРАЖАЕМЫХ ЖИВОТНЫХ. ЖИВОПИСЬ

0
18
изучение информатики

Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром; дать представление о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; развитие творческих способностей, на­блюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, ее представителях; графических навыков, мелкой моторики рук; укрепление межпредметных связей (чтение, биология, геогра­фия); воспитание художественной культуры.

Оборудование урока: для учеников – гуашь (2-3 цвета или один цвет), игрушки и сувениры, изображающие животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, ре­продукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Вас­нецов, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое, Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Вин­чи «Наброски коня» и др.; фотографии скульптуры египетской бо­гини Бастет, конных скульптур П. Клодта; рисунки художников, студентов, детей.

Литературный ряд: Дж. Р. Киплинг «Маугли», С. Мар­шак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», Е. Благинина «Котёнок» и др. или другие сказки о животных, загадки (где гово­рится о характере животных-героев).

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии для инструмен­тального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и

злые. Мастер Изображения старается передать их характер и на­строение.

Что Мастеру в этом помогает?

Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие- или маленькие глаза; через выразительные детали: лох­матую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувст­вовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Загадки:

Глазастая, зубастая,

Хвостом виляет,

В океане промышляет. (Акула.)

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.)

С. Маршак

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто это? (Лиса.)

Сядет, хвостик распушит,

Быстро шишку шелушит,

Спрыгнет вниз, сорвёт грибок,

Заготавливает впрок. (Белка.)

Лепит под плетнём

И крутит хвостом,

А то и в грязной луже –

И ничуть не тужит. (Свинья.)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала! (Щука.)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил её за хвост, но – ах!-

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

КОТЁНОК

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?..

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

III. Работа над заданием.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: весе­лое, стремительное, угрожающее, трусливое (используя образы сказочных животных).

Основные этапы работы художника-анималиста над изо­бражением животного, птицы:

1) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение пластики, характерных движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояс­нений и устного анализа). Уточнение формы, движения.

– Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?

– Знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных работ. Требования к работам:

– анатомически верные;

– соблюдение пропорций;

– передача движения;

– прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.).

– общая завершенность, выразительность;

– аккуратность исполнения.

Можно сгруппировать рисунки детей так, чтобы рядом оказа­лись противоположные по характеру образы.

Домашнее задание: прочитать «Сказку о царе Салтане».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь