У р о к 85. НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ ПРИ ВЫЧИТАНИИ
Цели урока: познакомить учащихся с названиями чисел при вычитании; продолжать работу над решением задач и выражений; развивать наблюдательность, логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 2 2
5 5 5
III. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала.
Н а д о с к е п р и м е р ы:
8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4
9 – 4 5 + 2 2 + 6 7 – 3
– Что заметили?
– На какие группы можно разделить данные выражения?
– Прочитайте записанные выражения по-разному.
– Как называются числа при сложении?
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми терминами – названиями чисел при вычитании.
Учитель. Сегодня вы узнаете, как называются числа при вычитании.
Н а д о с к е з а п и сь:
Учитель предлагает детям рассмотреть запись, четко проговаривает названия чисел при вычитании, а затем читает выражение с использованием новых слов:
– Уменьшаемое 5;
вычитаемое 2;
разность равна трем.
Или: разность чисел 5 и 2 равна 3.
2. Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.
Следует поупражнять детей в чтении примеров на вычитание с использованием слов: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).
Примеры записаны на д о с к е:
9 – 3 10 – 8 8 –3
7 – 4 10 – 6 6 – 1
Для закрепления учащимися терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» учитель дает детям под диктовку несколько выражений, которые они записывают в тетрадь (один ученик выполняет работу на доске).
Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.
Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Чему равна разность чисел?
Найдите разность чисел, если известно, что уменьшаемое равно 5, вычитаемое – 3.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 2. Найдите разность чисел.
Учащиеся выполняют устно задание 3 (с. 27 учебника, часть 2): уменьшают данные числа.
Учителю следует добиваться от учеников того, чтобы при чтении выражений они использовали термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Например:
– Уменьшаемое 4, вычитаемое 2, разность 2. Или: число 4 уменьшить на 2, получится 2, или разность чисел 4 и 2 равна двум.
V. Решение выражений.
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения в задании 5 (с. 27 учебника, часть 2), а затем, проанализировав примеры каждого столбика и подметив закономерность, продолжить каждый столбик еще одним примером.
3 + 4 – 2 10 – 3 + 1 8 + 2 – 1
4 + 3 – 3 9 – 2 + 2 7 + 3 – 2
5 + 2 – 4 8 – 1 + 3 6 + 4 – 3
6 + 1 – 5 5 + 5 – 4
Особое внимание следует обратить на второй столбик, который должен быть продолжен примером 7 – 0 + 4. Значение данного примера дети не могут найти, так как знакомы лишь с табличным сложением до 10. Однако, проанализировав значения предыдущих выражений (8, 9, 10) и увидев, что они увеличиваются на один, дети могут догадаться, что значение последнего выражения равно 11; либо значение данного выражения дети находят по числовой прямой:
VI. Работа над задачами.
Разбираются задачи 2, 4 (с. 27 учебника, часть 2).
Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и дают ответ на вопрос задачи.
VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 27, часть 2, поля учебника).
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему учились?
– Оцените свою работу на уроке.