У р о к 8. СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ
(НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?)
Цели урока: учить детей сравнивать группы предметов, то есть определять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой; учить уравнивать группы предметов двумя способами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного о порядковых отношениях.
На д о с к е узор:
– Рассмотрите узор.
– Какую закономерность заметили?
– Перенесите узор в свои тетради и продолжите его, соблюдая подмеченную вами закономерность.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
В з а и м о п р о в е р к а.
– Кружки между квадратами закрасьте зелёным цветом.
– Первый квадратик и первый кружок закрасьте синим цветом.
– Квадратик и кружок, которые расположены за ними, – красным.
– Следующие за ними фигуры – жёлтым цветом.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Изучение нового материала.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Учащиеся составляют рассказ по сюжетной картинке (с. 12 учебника, часть 1), используя понятия «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» и т. д.
– Достаточно ли стульев, чтобы все козлята и мама-коза смогли сесть за стол?
– Хватит ли на всех пирожков?
– Обоснуйте ваше мнение.
– Хватит ли всем кружек?
– Почему так считаете?
2. Сравнение групп предметов.
Данную работу можно провести по рисунку 2 (с. 12 учебника, часть 1) либо с использованием предметных картинок и наборного полотна.
– Что заметили?
– Что можно сказать о яблоках по сравнению с грушами? (Яблок меньше.)
– На сколько яблок меньше, чем груш? (На одно.)
– Как вы это узнали? (Так как одна груша осталась «лишней», без пары, следует, что груш на одну больше, а яблок на одно меньше.)
– Можно ли сделать число яблок и груш равным?
– Каким образом? (Добавить одно яблоко.)
– Можно ли по-другому сделать число яблок и груш одинаковым? (Да.)
– Каким образом? (Убрать одну грушу.)
Далее аналогично сравниваются число груш и число лимонов; число лимонов и число яблок и уравниваются.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 1 (с. 4 в тетради № 1).
– Что изображено на рисунке? (Воздушные шарики.)
– Первую группу шариков закрасьте красным цветом.
– Вторую группу шариков закрасьте синим цветом.
– Что можно сказать о количестве шариков справа и слева?
– Докажите. (Учащиеся соединяют стрелкой пары шариков: красный – синий, красный – синий и т. д.)
– На сколько красных шариков меньше, чем синих?
– Как можно сделать число шариков равным?
– Дорисуйте красный шарик.
IV. Письмо по образцу.
После анализа образца (с. 4 в тетради № 1, задание 2) учащиеся сначала обводят по контурам флажки, предварительно выяснив, что они имеют форму квадрата, затем обводят точечные контуры и дорисовывают квадраты с а м о с т о я т е л ь н о.
Затем ученики прописывают прямые наклонные палочки и
V. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего понравилось?