У р о к 59. СОСТАВ ЧИСЕЛ 7, 8, 9, 10.
СВЯЗЬ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ И ВЫЧИТАНИИ
Цели урока: закреплять у учащихся знание состава чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; формировать умение измерять и сравнивать длину отрезков; развивать мыслительные операции анализа, сравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление знания учащимися состава чисел.
2. «Набери число».
Задание 5 (с. 27 в тетради № 1), при выполнении которого дети разными способами получают число 7, соединяя необходимые числа стрелочками разных цветов (см. рис. на с. 157; буквами обозначены цвета: к. – красный, о. – оранжевый, с. – синий, ф. – фиолетовый).
3. «Назови соседа».
Ученики выполняют в парах задание 1 (с. 28 в тетради № 1).
Ф р о н т а л ь н а я проверка.
III. Установление взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.
Работу можно провести, используя сюжетные картинки на с. 100 учебника (часть 1).
Учащиеся составляют числовые выражения по рисункам, соответственно приведенным ниже схем, и записывают их на доске и в тетрадях:
5 + 2 = 7 8 + 2 = 10
Затем учитель записывает на д о с к е с х е м у *– *=* и просит детей, используя данные в учебнике рисунки, составить числовые выражения в соответствии с записанной на доске схемой.
В тетрадях детей и на доске появляется следующая з а п и с ь:
7 – 2 = 5 10 – 2 = 8
– Как связаны между собой равенства?
– Какие ещё равенства можно получить с этими же числами?
7 – 5 = 2 10 – 8 = 2
(Равенства записываются в тетрадях и на доске.)
Затем учащиеся выполняют задание 7 (с. 101 учебника, часть 1). При выполнении задания дети могут пользоваться «домино».
Каждый столбик учащиеся дополняют равенством, которое составляют с а м о с т о я т е л ь н о. (Работа проводится фронтально или в группах.)
В результате в тетрадях учеников появляется следующая з а п и с ь:
8 = 5 + 3 7 = 4 + 3
8 – 3 = 5 7 – 3 = 4
8 – 5 = 3 7 – 4 = 3
IV. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст в задании 3 (с. 100 учебника, часть 1).
– Это задача?
– Почему?
– Задайте вопрос, который бы соответствовал данному условию. (Сколько всего флажков сделал Ваня?)
– Составьте схему задачи.
– Каким действием следует решать задачу?
– Почему?
– Запишите решение.
– Проверьте работу друг друга.
– Ответьте на поставленный вопрос. (У Вани стало 9 флажков.)
Затем учитель читает задачу 4 (с. 100 учебника, часть 1).
– Является прочитанный текст задачей?
– Почему так считаете?
– Прочитайте условие задачи.
– Назовите вопрос.
– Каким действием вы будете решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Так как воробьёв стало меньше.)
– Запишите решение.
– Ответьте на поставленный вопрос. (На кусте осталось 6 воробьёв.)
Аналогично рассматриваются и разбираются задачи из задания 1 (с. 27 в тетради № 1), их решение записывается в этой же тетради.
V. Работа над развитием умения измерять и сравнивать длину отрезков.
В заключение урока учащиеся измеряют и сравнивают длину отрезков, изображённых в задании 8 (с. 101 учебника, часть 1).
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Чему научились на уроке?
– Оцените свою работу.