У р о к 44. ПРИБАВИТЬ ЧИСЛО 1
Цели урока: закреплять умение учащихся прибавлять по 1; подготовить детей к изучению случаев сложения вида: ; продолжать формировать умение измерять и сравнивать длину отрезков и чертить отрезки заданной длины; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. «Молчанка».
2. Игра «Какой знак пропущен?»:
10 * 1 = 9 4 * 1 = 5 1 * 1 = 0
7 * 1 = 8 6 * 1 = 5 7 * 1 = 6
III. Подготовка к изучению случаев сложения вида:
Р а б о т а п о с ю ж е т н о й к а р т и н к е. (Учитель может также использовать сюжетную картинку 1 из учебника, с. 74.)
– Рассмотрите внимательно картинку.
– Что увидели?
– Сколько воробышков сначала клевало зёрнышки? (Два.)
– Сколько воробышков прилетело потом? (Два.)
– Как прилетали воробышки? (Сначала один, потом ещё один.)
– Как узнать, сколько воробышков стало? (Сложить числа.)
Далее учитель под диктовку учащихся записывает на д о с к е:
2 + 1 + 1 =
– Когда к двум воробышкам прилетел один, сколько птичек стало? (Три.)
– Как об этом записать числовым выражением?
(2 + 1 = 3.)
– Когда прилетел ещё один воробышек, сколько птичек стало? (4.)
– Каким числовым выражением можно это записать?
(3 + 1 = 4.)
– Сколько же воробышков стало? (Четыре.)
Далее учитель записывает значение первого выражения:
2 + 1 + 1 = 4.
Учащиеся по сюжетным картинкам составляют 1–2 рассказа, а затем составляют и записывают с комментированием решение, соответствующее составленным рассказам.
Например: на цветах сидело 3 бабочки, к ним прилетела ещё одна, а потом ещё одна. Сколько бабочек стало на цветах?
З а п и с ь в тетрадях: 3 + 1 + 1=
3 + 1 = 4
4 + 1 = 5
После того, как найдено число 5, учащиеся записывают его в значение первого выражения: 3 + 1 + 1 = 5.
IV. Работа с геометрическим материалом.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 3 (с. 74 учебника, часть 1).
– Что изображено на чертеже?
– Как вы думаете, какой отрезок длиннее, какой короче? Может быть, длины отрезков равны?
– Как это проверить? (Измерить длину отрезков при помощи линейки.)
– Какова длина розового отрезка?
– Какова длина зелёного отрезка?
– На сколько зелёный отрезок длиннее розового? (На 1 сантиметр.)
– На сколько розовый отрезок короче зелёного? (На 1 сантиметр.)
– Начертите в тетрадях отрезок такой же длины, как зелёный.
– Начертите ниже другой отрезок так, чтобы он на 1 сантиметр был длиннее первого.
– Какова длина второго отрезка? (10 сантиметров.)
V. Пропедевтика темы «Задача».
Работа проводится по заданиям 6, 7 (с. 75 учебника, часть 1) и заданию 5 (с. 20 в тетради № 1).
Учитель по своему усмотрению или по желанию детей может начать работу как с выполнения заданий учебника, так и с задания в тетради.
Выполняя задания учебника, учащиеся читают задачи (термин «задача» на данном уроке ещё не вводится, и учитель, и дети называют пока задачу рассказом), говорят о том, что в рассказе известно и что нужно узнать. Затем, пользуясь схемами, данными к каждой задаче, записывают решения в тетрадях (с комментированием).
Задачу, данную в тетради, учащиеся анализируют коллективно, а затем с а м о с т о я т е л ь н о записывают её решение.
С а м о п р о в е р к а с доски.
VI. Работа над развитием наблюдательности учащихся.
В заключение урока учитель может предложить детям задание на смекалку (с. 75 часть 1, поля учебника).
VII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что вам понравилось на уроке?
– Что бы вы изменили?