У р о к 41. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ
«ЧИСЛА 1–10 И ЧИСЛО 0»
Цели урока: закреплять знание учащимися состава изученных чисел; знание порядковых числительных; умение сравнивать числа и число с числовым выражением; умение строить отрезки и геометрические фигуры; развивать навыки устного счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Для устного счёта учитель может использовать (следует записать на доске) задание 2 (с. 67 учебника, часть 1).
При выполнении этого задания учащиеся пользуются сигнальными карточками.
Круговые примеры (записаны на доске). (Могут быть использованы круговые примеры из задания 5 учебника (с. 70, часть 1).
Решение: 1 + 4 = 5
5 – 1 = 4
4 – 2 = 2
2 + 1 = 3
3 + 1 = 4
4 – 3 = 1
III. Закрепление знания состава чисел.
Для этой цели учитель может использовать задания, данные в учебнике (с. 68–69), а также подобрать свои интересные задания и игры, способствующие закреплению состава изученных чисел.
1. Игра «Закрой фишкой» (лучше провести в парах).
Один из учащихся помогает девочке, другой – мальчику. Дети, которые помогают девочке, закрывают в своём квадрате (с. 68 учебника, часть 1, задание 1) все выражения, имеющие значения 4. Ученики, которые помогают мальчику, закрывают в своём квадрате (с. 69 учебника, часть 1, задание 1) все выражения, имеющие значения 5.
В з а и м о п р о в е р к а.
2. Игра «Лесенка» (с. 68, часть 1, задание 3).
Кто быстрее поднимется по лесенке в теремок?
Одна группа детей вычисляет ответы той «лесенки», по которой поднимается ёжик, другая – той, по которой поднимается лягушонок.
Учащиеся каждой группы по очереди читают по одному числовому выражению и находят его значение. Если какая-то группа допустила ошибку, то право очередного хода переходит к другой группе.
Далее учитель читает детям задание 2 (с. 68 учебника, часть 1).
– Сколько писем осталось разнести почтальону?
– Как вы узнали?
3. «Проверь Незнайку».
Учитель говорит учащимся о том, что Незнайка решал пример (записан на доске: 8 – 1) и получил 9.
– Верно ли Незнайка решил пример?
– Какую ошибку он допустил?
– Запишите пример и решите его в тетрадях.
IV. Упражнение в использовании порядковых числительных.
Сравнение чисел, составление и чтение равенств.
Для того чтобы проверить, как учащимися усвоены порядковые числительные, учитель может провести игру «Где моё место?» (с. 69 учебника, часть 1) или другие аналогичные игры.
З а д а н и е 2 (с. 70 учебника, часть 1) учащиеся выполняют в тетрадях с комментированием. Особое внимание учителю следует обратить на те равенства и неравенства, в которых сравниваются числовое выражение и число.
Учитель читает задание 1 (с. 70 учебника, часть 1).
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, учащиеся могут пользоваться изображением монет на полях учебника (с. 70, часть 1).
– У кого больше монет? (У Оли.)
– У кого больше денег? (У Оли.)
– На сколько рублей у Оли больше, чем у Веры? (На 1 рубль.)
Затем учитель может предложить детям выполнить задание 3 (с. 70 учебника, часть 1).
Желательно задание записать на доске (лучше это сделать при помощи магнитных цифр).
Учащиеся, рассуждая, доказывают, какое число пропущено.
V. Работа с геометрическим материалом.
На д о с к е расположены геометрические фигуры:
– Как одним словом назвать все фигуры? (Многоугольники.)
– Какая фигура «лишняя»?
– Почему вы так считаете?
Учителю следует добиваться от детей того, чтобы они подметили как можно больше признаков, по которым та или иная фигура может оказаться «лишней».
Так, «лишними» могут быть:
– треугольник, так как остальные фигуры четырёхугольники;
– квадрат, так как у него все стороны равны и он маленький;
– четырёхугольник, так как он красного цвета, а остальные фигуры – зеленые.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на построение: переносят в тетрадь точки из задания 4 (с. 70 учебника, часть 1), а затем соединяют их отрезками.
– Какая фигура получилась? (Ломаная линия.)
– Сколько в ней звеньев? (5.)
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что особенно понравилось на уроке?
– Что бы хотелось выполнить ещё?
– Оцените свою работу на уроке.
П р и м е ч а н и е. Учителю не обязательно использовать все предлагаемые задания, а подбирать в соответствии с особенностями каждого класса.