У р о к 31. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Цели урока: показать учащимся, что при прибавлении к числу единицы получается следующее за ним число, а при вычитании из числа единицы получается предыдущее число; познакомить учеников с терминами «последующее число», «предыдущее число»; продолжать пропедевтику темы «Задача»; закреплять знания учащихся о числах 1–7.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление знаний учащихся о числах 1–7.
Повторение состава изученных чисел.
Н а д о с к е з а п и с ь:
1 3 5 7
– Что заметили? (Пропущены числа.)
– Вставьте пропущенные числа.
– Как называется полученная запись? (Отрезок числового ряда; отрезок числовой прямой.)
– Как в числовом ряду должны быть расположены числа? (В порядке увеличения; в порядке возрастания.)
Далее учитель предлагает рассмотреть учащимся задание на доске и сказать, какие ошибки в нём допущены.
– Какие ошибки допущены? (Около цифры 5 число кружков больше пяти; около цифры 6 число квадратиков меньше.)
– Исправьте ошибки. (Учащиеся зачёркивают «лишние» кружки, дорисовывают недостающие квадраты.)
Затем учитель предлагает ученикам рассмотреть следующую запись на д о с к е:
Для выполнения этого задания можно использовать числовую прямую.
Состав чисел дети проговаривают хором:
Пять – это три и два.
Шесть – это один и пять.
Семь – это шесть и один.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми понятиями.
Учитель может использовать задание 1 (с. 50 учебника, часть 1) и числовую прямую, на которой записаны уже выученные детьми числа:
– Какое число получится, если к 1 прибавить 1? (Два.)
– Где на числовой прямой расположено число 2 по отношению к числу 1? (Оно следует за ним.)
– Какое число получится, если к 2 прибавить 1? (Три.)
– Как расположено на числовой прямой число 3 по отношению к числу 2? (Следует за ним.)
– Что можно сказать о числах 3 и 4? (Число 4 следует за числом 3.)
– Какое число надо прибавить к числу 3, чтобы получить число 4? (Один.) И т. д.
В процессе работы на доске появляется з а п и с ь:
1 + 1 = 2
2 + 1 = 3
3 + 1 = 4
4 + 1 = 5
5 + 1 = 6
6 + 1 = 7
– Посмотрите внимательно на составленные вами равенства.
– Какой в ы в о д можно сделать? (Если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число.)
Учитель сообщает учащимся о том, что в математике число, которое следует за другим, называют последующим.
Далее учитель спрашивает учеников о том, какое число получится, если из 7 вычесть 1? (Шесть.)
– Как расположено на числовой прямой число 6 по отношению к числу 7? (Стоит перед ним.)
– Какое число получится, если из 6 вычесть 1? (Пять.)
– Как число 5 на числовой прямой расположено по отношению к числу 6? (Стоит перед ним.)
– Как по отношению друг к другу расположены числа 4 и 5? (Число 4 стоит перед числом 5.)
– Какое число нужно вычесть из числа 5, чтобы получить число 4? (Один.) И т. д.
В процессе работы на д о с к е появляется следующая з а п и с ь:
7 – 1 = 6
6 – 1 = 5
5 – 1 = 4
4 – 1 = 3
3 – 1 = 2
2 – 1 = 1
– Сравните полученные равенства.
– Что заметили?
– В математике число, которое при счёте (и на числовой прямой) расположено перед другим числом, называется предыдущим.
2. Формирование умения определять, какое число пропущено.
Учащиеся под руководством учителя выполняют задание 3 (с. 50 учебника, часть 1). Данное задание выполняется устно; ученики, рассуждая, приходят к в ы в о д у о том, какое число пропущено. Правильность выполнения задания проверяется по числовой прямой. Затем с комментированием выполняется задание 5 (с. 13 в тетради № 1).
IV. Пропедевтика темы «Задача».
Учителем может быть использовано задание 1 (с. 51 учебника, часть 1). Учащиеся, выполняя задание, по рисункам составляют краткие рассказы, содержащие вопрос, и соотносят числовые выражения с рисунками и составленными рассказами.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.