У р о к 31. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

0
613
изучение информатики

У р о к 31. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Цели урока: показать учащимся, что при прибавлении к числу единицы получается следующее за ним число, а при вычитании из числа единицы получается предыдущее число; познакомить учеников с терминами «последующее число», «предыдущее число»; продолжать пропедевтику темы «Задача»; закреплять знания учащихся о числах 1–7.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Закрепление знаний учащихся о числах 1–7.

Повторение состава изученных чисел.

Н а д о с к е з а п и с ь:

1 3 5 7

– Что заметили? (Пропущены числа.)

– Вставьте пропущенные числа.

– Как называется полученная запись? (Отрезок числового ряда; отрезок числовой прямой.)

– Как в числовом ряду должны быть расположены числа? (В порядке увеличения; в порядке возрастания.)

Далее учитель предлагает рассмотреть учащимся задание на доске и сказать, какие ошибки в нём допущены.

– Какие ошибки допущены? (Около цифры 5 число кружков больше пяти; около цифры 6 число квадратиков меньше.)

– Исправьте ошибки. (Учащиеся зачёркивают «лишние» кружки, дорисовывают недостающие квадраты.)

Затем учитель предлагает ученикам рассмотреть следующую запись на д о с к е:

Для выполнения этого задания можно использовать числовую прямую.

Состав чисел дети проговаривают хором:

Пять – это три и два.

Шесть – это один и пять.

Семь – это шесть и один.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новыми понятиями.

Учитель может использовать задание 1 (с. 50 учебника, часть 1) и числовую прямую, на которой записаны уже выученные детьми числа:

– Какое число получится, если к 1 прибавить 1? (Два.)

– Где на числовой прямой расположено число 2 по отношению к числу 1? (Оно следует за ним.)

– Какое число получится, если к 2 прибавить 1? (Три.)

– Как расположено на числовой прямой число 3 по отношению к числу 2? (Следует за ним.)

– Что можно сказать о числах 3 и 4? (Число 4 следует за числом 3.)

– Какое число надо прибавить к числу 3, чтобы получить число 4? (Один.) И т. д.

В процессе работы на доске появляется з а п и с ь:

1 + 1 = 2

2 + 1 = 3

3 + 1 = 4

4 + 1 = 5

5 + 1 = 6

6 + 1 = 7

– Посмотрите внимательно на составленные вами равенства.

– Какой в ы в о д можно сделать? (Если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число.)

Учитель сообщает учащимся о том, что в математике число, которое следует за другим, называют последующим.

Далее учитель спрашивает учеников о том, какое число получится, если из 7 вычесть 1? (Шесть.)

– Как расположено на числовой прямой число 6 по отношению к числу 7? (Стоит перед ним.)

– Какое число получится, если из 6 вычесть 1? (Пять.)

– Как число 5 на числовой прямой расположено по отношению к числу 6? (Стоит перед ним.)

– Как по отношению друг к другу расположены числа 4 и 5? (Число 4 стоит перед числом 5.)

– Какое число нужно вычесть из числа 5, чтобы получить число 4? (Один.) И т. д.

В процессе работы на д о с к е появляется следующая з а п и с ь:

7 – 1 = 6

6 – 1 = 5

5 – 1 = 4

4 – 1 = 3

3 – 1 = 2

2 – 1 = 1

– Сравните полученные равенства.

– Что заметили?

– В математике число, которое при счёте (и на числовой прямой) расположено перед другим числом, называется предыдущим.

2. Формирование умения определять, какое число пропущено.

Учащиеся под руководством учителя выполняют задание 3 (с. 50 учебника, часть 1). Данное задание выполняется устно; ученики, рассуждая, приходят к в ы в о д у о том, какое число пропущено. Правильность выполнения задания проверяется по числовой прямой. Затем с комментированием выполняется задание 5 (с. 13 в тетради № 1).

IV. Пропедевтика темы «Задача».

Учителем может быть использовано задание 1 (с. 51 учебника, часть 1). Учащиеся, выполняя задание, по рисункам составляют краткие рассказы, содержащие вопрос, и соотносят числовые выражения с рисунками и составленными рассказами.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.