У р о к 30. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. ЦИФРА 7
Цели урока: закреплять у учащихся знание состава чисел 2–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; учить писать цифру 7.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Упражнение в умении логически мыслить.
Учителю можно начать урок с задания на смекалку. С этой целью может быть использовано задание 2 (с. 49 учебника, часть 1).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.)
– Объясните, как рассуждали.
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.)
– Почему так решили?
III. Упражнение в счёте предметов и соотнесении числа с цифрой.
Учитель выставляет на наборное полотно разноцветные квадраты и круги. (Может быть использовано задание 2 учебника, с. 49, часть 1.)
– Каким по счёту будет красный квадрат, если считать справа налево?
– Каким по счёту будет зелёный квадрат?
– Сколько всего квадратов?
– Каким по счёту будет жёлтый кружок, если считать слева направо?
– Каким будет розовый кружок?
– Сколько кружков всего?
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 1 (с. 13 в тетради № 1): соотносят количество предметов с цифрой, записанной ниже.
В з а и м о п р о в е р к а.
Учитель выставляет на наборное полотно различные предметы и просит детей цифрой записать их количество.
Например, 5 тигрят, 3 котёнка, 1 голубь, 6 грибов, 7 шариков. (Учащиеся не смогут записать количество шариков, так как не учили написание цифры 7.)
– Почему вы не смогли записать число шариков? Чему мы должны научиться, чтобы выполнить задание? (Научиться писать цифру 7.)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 7.
IV. Знакомство с цифрой 7.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 7. Анализ образца.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
– А что вам напоминает цифра 7?
2. Письмо цифры по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно (с. 13 в тетради № 1, задание 6).
3. Упражнение в умении определять состав числа.
Р а б о т а в т е т р а д и.
На доске записаны числа из задания 6 (ч. 2, с. 13 в тетради № 1):
1, 2, 4, 5, 6, 7.
7, 6, 5, 3, 2, .
– Что хотите сказать?
– Какие числа пропущены?
– Запишите пропущенные числа соответствующей цифрой в ваших тетрадях.
– В каком порядке записаны числа верхней строки?
– В каком порядке записаны числа нижней строки?
– А как они расположены на числовой прямой?
V. Чтение и составление равенств.
Игра «Назови соседа»:
(При выполнении этого задания ученики могут воспользоваться числовой прямой:
– Сколько «шагов» нужно сделать от 1 до 4? (Три. Значит, пропущено число 3.)
После того как назван каждый «сосед», учащиеся составляют равенства и записывают их на доске и в тетрадях.
4 = 3 + 1 6 = 5 + 1
5 = 4 + 1 7 = 6 + 1
VI. Формирование умения читать и составлять неравенства.
На магнитной д о с к е учитель магнитными цифрами записывает следующее:
4 5
6 3
7 1
2 3
– Что хотите сказать?
– Поставьте нужные знаки.
– Как называются полученные записи? (Неравенства.)
– Прочитаем их хором.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Далее учитель просит детей прочитать неравенства в задании 4 (с. 13 в тетради № 1) и раскрасить рисунки в соответствии с записью.
– Какая запись «лишняя»? (4 = 4.)
– Почему? (Это равенство.)
VII. Работа с геометрическим материалом.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает детям рассмотреть задание 2 (с. 51, часть 1).
– Как называются изображённые линии? (Отрезки.)
– Как вы узнали, что это – отрезки?
– Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину?
– Как это проверить? (Учащиеся измеряют длины отрезков при помощи мерки.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?