У р о к 28. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ЧИСЛА 1–5. СОСТАВ ЧИСЕЛ 2–5».
ЧЕРЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Цели урока: проверить, как учащиеся усвоили состав изученных чисел, как у детей сформирован навык прямого и обратного счёта (от 1 до 5, от 5 до 1); закреплять знания учащихся о многоугольниках, учить детей чертить многоугольники по линейке, учить правильно пользоваться линейкой; прививать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление и обобщение знаний учащихся о числах 1–5 и составе чисел 2–5.
1. Игра «Путаница».
На д о с к е (или магнитной доске, наборном полотне) записаны числа:
4 1 3 2 5
– Что заметили?
– Расположите числа по порядку.
Учащиеся могут расположить числа двумя способами.
(1 2 3 4 5 5 4 3 2 1.)
Учитель спрашивает учащихся о том, как называется порядок, когда числа расположены от меньшего к большему, и сообщает детям о том, что порядок увеличения можно назвать и по-другому: порядок возрастания. После этого учащиеся вспоминают, что порядок, в котором числа расположены от большего к меньшему, называется порядком уменьшения, а учитель сообщает ученикам о том, что данный порядок можно назвать и по-другому: порядок убывания.
2. Игра «Назови соседа».
Данная игра позволяет учителю проверить, как учащиеся усвоили состав изученных чисел, а ученикам – закрепить знание состава этих чисел.
3. Упражнение в умении соотносить число и цифру.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть задания 3, 4 (с. 12 в тетради № 1).
– Как вы думаете, какую работу необходимо выполнить в этих заданиях? (В задании 3 записать соответствующей цифрой количество изображённых предметов, в задании 4 нарисовать такое количество фигур, которое соответствует написанной цифре).
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Повторение изученного о многоугольниках.
На д о с к е расположено несколько различных многоугольников (но меньше, чем на предыдущем уроке).
– Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры.)
Далее учитель указывает на одну из фигур:
– Как ещё можно назвать эту фигуру?
– Как вы это узнали? (По количеству углов.)
Затем учитель поочерёдно показывает на квадрат и прямоугольник.
– Как по-разному можно назвать эту фигуру? (Многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.)
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся, выполняя задание 5 (с. 12 в тетради № 1), закрашивают только пятиугольники.
После в з а и м о п р о в е р к и учитель спрашивает учащихся о том, какие фигуры остались незакрашенными.
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с чертежным инструментом – линейкой.
– Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник?
– Какой инструмент нам для этого понадобится?
– Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента – линейки – можно изобразить любой многоугольник.
Далее учитель знакомит учащихся с делениями на линейке, показывает, как пользоваться линейкой при изображении геометрических фигур на плоскости.
2. Упражнение в черчении многоугольников.
Р а б о т а в т е т р а д и (с. 13 в тетради № 1, задание 2).
Учащиеся соединяют по линейке точки данных фигур, учитель помогает детям.
– Какие фигуры у вас получились?
V. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в задании 1 (с. 47 учебника, часть 1).
– Составьте по первому рисунку краткий рассказ, содержащий вопрос.
– Какое числовое выражение соответствует вашему рассказу?
– Составьте рассказ по второму рисунку.
– Какое числовое выражение соответствует ему?
– Найдите значения остальных выражений.
В заключение урока учитель может предложить ученикам выполнить задание 4 (с. 47 учебника, часть 1) и определить, путь какого из ёжиков самый короткий. (При выполнении задания дети могут пользоваться различными мерками, возможно, учащиеся догадаются воспользоваться линейкой, учителю следует особо отметить таких учеников.)
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Какие знания, приобретённые вами, пригодились на сегодняшнем уроке?