У р о к 24. СОСТАВ ЧИСЕЛ 2–5
Цели урока: закреплять у учащихся навыки счёта от 1 до 5 и от 5 до 1, развивать умение получать изученные числа разными способами; закреплять знание учеников об отрезке, прямой линии, ломаной; продолжать работу по составлению и чтению равенств; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над составом чисел 2–5.
1. Составление и чтение равенств.
Учитель предлагает учащимся «сходить» в магазин игрушек. Помогут в этом рисунки из задания 1 (с. 40 учебника, часть 1).
Пользуясь рисунками и схемами равенств, учащиеся составляют равенства, которые записываются на доске. (Дети могут «записывать» равенства цифрами и знаками кассы цифр.) В результате на доске появляются следующие з а п и с и:
4 – 1 = 3 4 + 1 = 5
4 – 2 = 2 3 + 2 = 5
4 – 3 = 1 2 + 3 = 5
1 + 4 = 5
Далее учитель просит учащихся рассмотреть рисунки из геометрических фигур и составить по ним равенства. Полученные равенства учащиеся записывают в тетрадях с комментированием.
З а п и с ь в тетради: 4 – 2 = 2
4 + 1 = 5
2. Игра «Домино».
Учащиеся под руководством учителя сначала разбирают задание 2 (с. 40 учебника, часть 1), проговаривая хором состав записанных чисел:
Три – это два и один.
Три – это один и два.
Пять – это четыре и один.
Пять – это один и четыре.
Пять – это три и два.
Пять – это два и три.
Затем учащиеся выполняют задание 2 (с. 40 учебника, часть 1, поля): с а м о с т о я т е л ь н о вставляют пропущенное число, пользуясь кубиком «домино».
Данная работа проводится ф р о н т а л ь н о. Так же, как и в предыдущем задании, учащиеся проговаривают хором состав чисел, предварительно вставив нужное число.
Далее ученики с а м о с т о я т е л ь н о выполняют задание 3 (с. 9 в тетради № 1): дорисовывают в «домино» необходимое число точек, соответствующее написанной цифре.
III. Закрепление навыков счёта.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 4 (с. 13 в тетради № 1).
Проанализировав данный номер, дорисовывают такое количество квадратиков, которое соответствует записанной ниже цифре. Затем считают вслух в прямом и обратном порядке от 1 до 5 и от 5 до 1.
После этого задания учащиеся прописывают числа от 1 до 5 и от 5 до 1 в порядке увеличения и в порядке уменьшения (с. 11 в тетради № 1, задание 3).
В з а и м о п р о в е р к а.
IV. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам задания 1 (с. 41 учебника, часть 1) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы, содержащие вопрос, подбирают из равенств, записанных ниже, соответствующие рассказам и рисункам, а к оставшимся равенствам придумывают свои рассказы.
V. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?