У р о к 23. ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ. ЗВЕНО ЛОМАНОЙ
Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «ломаная линия», «звено ломаной»; формировать умение чертить по линейке; продолжать пропедевтику темы «Задача»; формировать у детей умение составлять и читать равенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление и повторение изученного о прямой линии, отрезке, кривой линии.
Данную работу можно провести по рисункам в заданиях 1 (с. 36, 37 учебника, часть 1) либо по рисункам, подобранным учителем.
– Покажите на рисунках прямые линии.
– Докажите, что это прямые линии.
– Найдите на рисунках отрезки.
– Обоснуйте ваше мнение.
– Какие линии кривые?
– Почему вы так считаете?
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми понятиями.
На д о с к е изображены различные линии:
– Что хотите сказать?
– На какие группы можно разделить данные линии?
– Как бы вы их назвали?
Если дети не смогут самостоятельно прийти к названию «ломаная», то учитель сообщает ученикам о том, что такая линия называется ломаной. Учитель может также продемонстрировать учащимся наглядно, как из прямой линии получить ломаную.
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть несколько ломаных линий.
– Что заметили?
– Из каких линий состоят ломаные? (Из отрезков.)
– Каждый такой отрезок (часть ломаной) – звено ломаной.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель просит детей сравнить две группы линий на рисунках, данных на полях учебника (с. 38, часть 1).
– Что увидели?
Затем учитель сообщает детям (в том случае если они сами не смогут найти правильный ответ), что ломаные линии на первом рисунке называются незамкнутыми, а ломаные на втором рисунке – замкнутыми линиями.
1. Формирование умения выполнять чертежи по линейке.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Работа ведётся по заданиям 4 (с. 10 в тетради № 1), 2 (с. 11 в тетради № 1). Учащиеся по линейке соединяют данные в заданиях точки линиями. (Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.)
– Что получилось? (Ломаные.)
– Есть ли среди данных ломаных замкнутые ломаные?
– А незамкнутые? Покажите их.
– Сколько звеньев в первой ломаной (во второй, в третьей)?
IV. Составление и чтение равенств.
Работа ведётся по заданию 1 (с. 11 в тетради № 1) и заданию 2 (с. 39 учебника, часть 1).
Выполняя задание в тетради, учащиеся, рассмотрев рисунки, составляют равенства, соответствующие рисункам.
Например: дано 5 квадратов, 2 из них зачёркнуто; значит, было 5; из 5 вычли 2, осталось 3; получаем равенство 5 – 2 = 3.
Аналогичная работа проводится с заданием учебника.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Учащиеся самостоятельно решают равенства в задании 3 (с. 39 учебника, часть 1). При выполнении задания ученики могут пользоваться счётным материалом.
V. Фронтальная проверка и самопроверка.
Один из учащихся читает равенства, называя полученный ответ.
Дети могут это делать по очереди; остальные ученики, если у них такой же (правильный) ответ, ставят около него «плюс» карандашом. Если ошибка допущена у того ребёнка, который читает равенство, дети должны обязательно исправить её.
VI. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам задания 1 (с. 39 учебника, часть 1) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы, содержащие вопрос, и подбирают равенства, соответствующие каждому рассказу. Найдя лишнее равенство, дети придумывают по нему рассказ.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали?
– Что такое «звено ломаной»?
– Как вы работали на уроке?