У р о к 115. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ:
Цели урока: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида продолжать составление таблицы сложения; развивать навыки счета, умение решать задачи изученных видов; работать над развитием логического мышления, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
6 6 6 6 6 6 6
16 16 16 16 16 16 16
III. Устный счёт.
1. Игра «Какое число пропущено?».
2. Задание 6 (с. 65 учебника, часть 2).
Данное задание способствует не только развитию навыков устного счета, но и закреплению знания учащимися терминов «слагаемое», «сумма».
3. Задача 4 (с. 65 учебника, часть 2).
Текст задачи читает учитель, учащиеся при помощи сигнальных карточек отвечают на вопросы задачи.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев сложения однозначных чисел: .
На д о с к е записаны суммы:
8 + 8 9 + 8 9 + 9
– Что заметили? (В двух суммах прибавляют число 8, в последней – число 9.)
– Как вы будете находить значения данных сумм? (Сначала дополним первое слагаемое до 10, а затем к 10 прибавим оставшуюся часть второго слагаемого.)
Далее находятся значения записанных сумм (с подробным объяснением).
2. Составление и запись таблицы сложения.
Полученные равенства учащиеся записывают в таблицу сложения:
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Устно выполняется задание 1 (с. 65 учебника, часть 2). Выполняя предложенное задание, учащиеся закрепляют знание таблицы сложения.
V. Работа над задачами.
Проводится ф р о н т а л ь н а я работа над задачами 2, 3 (с. 65 учебника, часть 2).
Работа над задачами ведется по аналогии с предыдущими уроками: дети выделяют условие и вопрос задачи, называют данные и искомое числа, составляют краткую запись (под руководством учителя; учитель выполняет работу на доске, учащиеся в тетрадях), записывают решение, формулируют и записывают ответ.
З а д а ч а 2.
Было – 9 л. и 10 л.
Израсходовали – 10 л.
Осталось – ?
9 + 10 = 19 (л.) было.
19 – 10 = 9 (л.) ост.
Ответ: осталось 9 литров бензина.
З а д а ч а 3 (эту задачу можно записать двумя способами).
Было – 6 кг.
Взяли – 2 кг и 1 кг.
Осталось – ?
1) 2 + 1 = 3 (кг) взяли.
2) 6 – 3 = 3 (кг) ост.
Ответ: 3 килограмма тыквы не продано.
Или:
1) 2 + 1 = 3 (кг) взяли.
2) 6 – 3 = 3 (кг) ост.
Ответ: 3 килограмма тыквы не продано.
VI. Решение выражений.
Учащиеся выполняют в группах задание 5 (с. 23 в тетради № 2): вставляют в пустые клетки числа таким образом, чтобы равенства были верными.
VII. Работа с геометрическим материалом.
Учитель просит учащихся рассмотреть фигуры, изображенные на полях учебника (с. 65, часть 2).
– Что хотите сказать?
– На какие 2 группы можно разделить данные фигуры?
(I группа – многоугольники;
II группа – фигуры, не имеющие углов.)
– Можно ли каждую из названных вами групп разделить еще на две группы? (Можно.)
– Каким образом?
(Многоугольники:
I группа – четырехугольники;
II группа – треугольники.
Фигуры, не имеющие углов:
I группа – круги;
II группа – овалы.)
– Подумайте и скажите: возможно ли изображенные фигуры разделить на 2 группы по-другому? (Да.)
– Назовите эти группы.
(I группа – фигуры голубого цвета;
II группа – фигуры розового цвета.)
– Разделите фигуры внутри каждой группы еще на 2 группы.
(Фигуры голубого цвета:
I группа – многоугольники;
II группа – фигуры, не имеющие углов.
Фигуры розового цвета:
I группа – прямоугольник;
II группа – круги.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось?
– Что бы еще хотели выполнить на уроке?
– Что бы сделали по-другому?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?