У р о к 112. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ:
Цели урока: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида продолжить составление таблицы сложения; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов; работать над развитием логического мышления учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
4 / 4 / 4 / 4 / 4 / 4
14 14 14 14 14 14
III. Устный счёт.
1. Вставьте числа таким образом, чтобы получились верные равенства и неравенства.
2. Выполнить действие.
– Найдите разность чисел:
18 и 10; 16 и 6.
– Найдите сумму чисел:
9 и 3; 7 и 4; 8 и 5.
(Ответы учащиеся показывают сигнальными карточками.)
IV. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев сложения однозначных чисел: .
На д о с к е записаны суммы:
9 + 5 8 + 5 7 + 5 6 + 5
– Что хотите сказать? (Во всех записанных суммах второе слагаемое – пять.)
– Можете ли вы найти значения данных сумм?
– Объясните, как будете находить значения записанных сумм.
Работа проводится по аналогии с предыдущими уроками. Учащиеся находят значения сумм, предварительно дополнив первое слагаемое до десяти.
2. Составление и запись таблицы сложения.
Полученные равенства учащиеся записывают в т а б л и ц у сложения:
9 + 2 = 11 8 + 3 = 11 7 + 4 = 11 6 + 5 = 11
9 + 3 = 12 8 + 4 = 12 7 + 5 = 12
9 + 4 = 13 8 + 5 = 13
9 + 5 = 14
V. Работа над задачами.
1. Решение задач несколькими способами.
Коллективно разбирается задача 3 (с. 62 учебника, часть 2).
Учащиеся выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа и составляют краткую з а п и с ь:
Родилось – 3 р. к. и 2 п. к.
Подарила – 1 к.
Осталось – ?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что узнаем сначала? (Сколько котят родилось.)
– Запишите решение. (3 + 2 = 5 (к.).)
– Можем теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)
– Запишите решение. (5 – 1 = 4 (к.).)
– Как вы думаете, ребята, можно ли было эту задачу решить по-другому? (Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им наводящими вопросами.)
– Предположим, что Оля отдала рыжего котенка. Какое бы действие вы выполнили первым в этом случае? (Из трех вычли один.)
– Запишите решение. (Учащиеся выполняют работу в тетрадях, учитель – на доске. Так как это второй способ решения задачи, следует обозначить его римской цифрой II.)
– Что узнаем теперь? (Сколько котят осталось у Оли.)
– Как это сделать? (У Оли осталось 2 рыжих котенка и 2 пестрых. Чтобы узнать, сколько котят осталось у Оли, надо сложить количество рыжих и количество пестрых котят.)
– Запишите решение.
Далее рассматривается и записывается третий способ решения задачи.
III. 1) 2 –1 = 1 (к.).
2) 3 + 1 = 4 (к.).
Затем учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: У Оли осталось 4 котенка.
Или:
Ответ: 4 котенка.
2. Решение задач изученных видов.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют в парах задание 1 (с. 23 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
VI. Развитие навыков счета.
Учитель может предложить учащимся выполнить задания 1, 2 (с. 62 учебника, часть 2).
Задание 1 учащиеся выполняют устно с подробным объяснением.
Задание 2 выполняется устно с опорой на рисунки, расположенные на полях учебника (с. 62, часть 2).
VII. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся разбирают задание на смекалку (с. 62 учебника, часть 2).
Решение: нужно налить воду в 7-литровый бидон, а затем из него отлить воду в 3-литровый бидон, тогда в 7-литровом бидоне останется 4 литра воды.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Что бы вам хотелось выполнить еще?