У р о к 107. ЗНАКОМСТВО С СОСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ

0
539

У р о к 107. ЗНАКОМСТВО С СОСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ

Цели урока: дать учащимся представление о составной задаче; развивать навыки счета, умение решать задачи и выражения изученных видов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

1 9 1 9 1 9

19 19 19 19

III. Устный счёт.

1. Выполнить действие.

– Найдите сумму чисел:

6 и 10

10 и 9

0 и 13

10 и 5

1 и 10

– Найдите разность чисел:

20 и 1

17 и 7

18 и 10

14 и 4

19 и 10

(Ответы учащиеся показывают сигнальными карточками.)

2. К какому причалу должен приплыть каждый кораблик?

IV. Решение выражений.

Учащиеся решают устно (с объяснением) выражения в задании 4 (с. 56 учебника, часть 2), а затем в парах выполняют задание 6 (с. 21 в тетради № 2).

Выполняя задания, дети закрепляют умение складывать и вычитать числа в пределах 20, опираясь на знание разрядного состава чисел.

V. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию составных задач.

Учащиеся читают задачу 1 (с. 56 учебника, часть 2).

– Чем необычна задача?

– Что нового в задаче известно?

– О чем спрашивается?

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько шариков на второй проволоке.)

– Можем ли мы это узнать? (Да.)

– Каким образом? (К семи прибавим три.)

– Почему количество шариков на второй проволоке нужно находить сложением? (Потому что на второй проволоке шариков больше.)

– Запишите решение. (Дети выполняют запись в тетради, учитель – на доске. Так как в задаче 2 действия, после каждого действия следует записать пояснение.

1) 7 + 3 = 10 (ш.) на 2-й пр.

– Зная, сколько шариков на второй проволоке, можем узнать, сколько всего шариков? (Да.)

– Как? (Сложим количество шариков на первой и второй проволоках.)

– Запишите решение. (Решение записывается на доске и в тетрадях:

2) 7 + 10 = 17 (ш.) (всего).

– Дайте ответ на вопрос задачи и запишите его в тетради.

Ответ: 17 шариков всего.

Аналогично разбирается задача 2 (с. 56 учебника, часть 2).

2. Краткая запись составных задач.

После того как дети выделили условие и вопрос, данные и искомые числа, составляется краткая з а п и с ь:

П р и м е ч а н и е. Учитель знакомит учащихся с римскими цифрами I, II.

– Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет.)

– Что узнаем сначала? (Сколько килограммов яблок во 2-м ящике.)

– Какое действие выполним? (Сложение.)

– Запишите 1-е действие. (8 + 2 = 10 (кг) во 2-м ящ.)

– Можем теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)

– Каким образом? (Сложим количество яблок в 1-м и во 2-м ящиках.)

– Запишите решение. (8 + 10 = 18 (кг) всего.)

– Какой ответ запишем?

Ответ: 18 килограммов.

Или:

Ответ: в двух ящиках 18 килограммов яблок.

3. Объяснение новых терминов.

Далее учитель сообщает учащимся следующее:

VI. Работа над задачами изученных видов.

Учащиеся решают с а м о с т о я т е л ь н о задачи 7 (с. 20 в тетради № 2), 1 (с. 21 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.

VII. Работа по образцу.

В заключение урока учитель может предложить ученикам выполнить задание «Нарисуй и раскрась» (с. 56, часть 2, поля учебника).

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какова ваша роль на сегодняшнем уроке?