У р о к 106. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели урока: закреплять умение учащихся решать задачи и выражения изученных видов, продолжать подготовительную работу к изучению темы «Составные задачи», формировать умение учеников составлять краткую запись задачи; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 8 1 8 1 8
18 18 18 18
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Какой пример лишний?
1 + 5 – 2
5 + 3 – 4
3 + 6 – 5
1 + 2 + 1
2 + 8 – 3
5 + 5 – 6
(«Лишними» могут быть выражения 1 + 2 + 1, так как в этом выражении оба действия – сложения, а в остальных – сложение и вычитание, и 2 + 8 – 3, так как его значение равно семи, а значения остальных выражений равны четырем.)
3. Задание 4 (с. 55 учебника, часть 2).
Выполняя это задание, учащиеся повторяют термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
IV. Сложение и вычитание в пределах 20.
Учащиеся выполняют с комментированием задание 5 (с. 55 учебника, часть 2).
С подробным объяснением выполняется задание 7 (с. 21 в тетради № 2). Ученики, рассуждая, объясняют, какой знак арифметического действия следует вставить в выражение.
Например:
18 1 = 17.
Было число 18, стало число 17. Число уменьшилось на 1, значит, пропущен знак «минус»:
18 – 1 = 17.
18 1 = 19.
Было число 18, стало число 19. Число увеличилось на 1, значит, пропущен знак «плюс»:
18 + 1 = 19. И т. д.
V. Работа над задачами.
1. Разбор и решение задач изученных видов.
Учащиеся читают задачи из задания 2 (с. 55 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Как вы думаете, каким образом связаны между собой задачи? (Искомое число первой задачи – количество килограммов моркови – станет одним из данных чисел второй задачи.)
– Каким действием будете решать первую задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что моркови на 3 кг больше.)
– Запишите решение. (7 + 3 = 10 (кг).)
– Прочитайте вторую задачу, включив в ее условие полученное число.
– Каким действием следует решать вторую задачу? (Сложением.)
– Объясните, почему так считаете. (Потому что в задаче спрашивается о том, сколько всего килограммов овощей заготовили.)
– Запишите решение. (Решение записывается с комментированием.)
Далее аналогично разбираются задачи из задания 3 (с. 55 учебника, часть 2).
2. Разбор и решение задачи на сравнение.
Учащиеся читают задачу 1 (с. 55 учебника, часть 2).
– Что известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Какие основные (главные) слова необходимы для краткой записи?
Учитель выполняет краткую запись на доске, учащиеся – в тетрадях. Учитель знакомит учащихся с круглой стрелкой которая используется в краткой записи задач на сравнение:
– Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Это задача на сравнение. Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
– Запишите решение задачи. (8 – 3 = 5 (л).)
– Как запишем ответ задачи? (Ответ: В кувшине на 5 литров молока меньше, чем в ведре.)
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют задание 7 (с. 54 учебника, часть 2):
а) называют, какие линии изображены на чертеже;
б) считают количество звеньев каждой ломаной (ломаная красного цвета состоит из 5 звеньев, ломаная синего цвета состоит из 4 звеньев);
в) находят сумму длин звеньев каждой ломаной (длина красной ломаной – 15 см, длина синей – 8 см) и определяют, какая ломаная длиннее.
VII. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 55 учебника, часть 2): выбирают недостающую картинку. (Недостает картинки второй.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что бы вам хотелось сделать по-другому?