У р о к 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

0
35
интернет

Цели:

Познакомить учащихся с историческими условиями, по-
влиявшими на развитие культуры Византии.

Дать учащимся представление о важнейших достижениях
византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мо-
заика, фреска, смальта, темпера.

Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Констан-
тинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

?? 1 Вопросы:

==> Рассказать о природных, географических условиях Ара-
вийского полуострова, населении и его образе жизни.

=> Сравнить системы государственного управления норман-
нов и арабов.

=> Охарактеризовать объединяющую роль ислама.

=> Основные обязанности мусульман.

=> Рассказать об основных завоеваниях арабов.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Исторические условия развития культуры Византии.

Образование, научные знания.

Искусство: архитектура,

иконопись,
мозаика.


4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1. Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановки
проблемного задания:

=> Подумайте, какие исторические особенности Византии
могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Визан-
тия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:

Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной
власти и культуры.

Византия становится наследницей античной культуры.

Христианство повлияло на культурное развитие Ви-
зантии.

2. Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были
нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для
сбора налогов и управления государством.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образован-
ных государственных деятелях. Образованные люди достигали
власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотно-
сти и образовании была не только в столице Византии, но и в про-
винциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и
образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные
школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пе-
нию. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Кон-
стантинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая
школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, исто-
рию, географию, литературу.

В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется со-
ставить таблицу «Научные знания в Византии».



Учитель задает следующие вопросы:

=> Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других на-
родов, чертить карты?

=> Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?
Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

– Войны, торговля, мореплавание.

— Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды – архитектуру, мозаику и
иконопись.

Архитектура

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учеб-
ника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64).

=> Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас,
живущих в XXI веке?

Рассказ учителя:

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но во-
шедших внутрь он поражает огромным пространством, величест-
венностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие


собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее
убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания ут-
верждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид
креста с куполом посередине, установленным на круглом возвы-
шении – барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Констан-
тинополе в объеме материала учебника (с. 63—64).

Мозаика

Важной задачей византийских архитекторов было распреде-
ление в храме света и тени.

Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укре-
плялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали
немного шероховатой.

При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали,
искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учеб-
нике (с. 66).

Иконопись

Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы – изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные от-
личия иконы от картины.

Икона

Картина

1

2

Икона – откровение Божие.

Мировоззрение иконописца –
мировоззрение Церкви.

Икона – вне времени, она сим-
вол инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца наме-
ренно скрывается, так как икона –
творение соборное.

Картина – это творческий об-
раз, созданный фантазией художни-
ка, он является формой передачи
его собственного мировоззрения.

Картине присуща индивиду-
альность автора, характерное цве-
товое решение, своеобразная жи-
вописная манера.



Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллель-
ные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в про-
странстве иконы. Это обратная перспектива.

Иконы писали на деревянной основе – доске. В основном для
этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева –
береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее
сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый – иконная доска. Иногда на иконную доску на-
носили ткань – паволоку.

Слой второй – грунт, то есть основа под краску. Грунтовая
основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий – красочный. Для написания иконы используют-
ся темперные краски.


Темпера – краска, сделанная на основе порошкообразных
цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмуль-
сия, составленная из воды и яичного желтка.

Слой четвертый – защитный – натуральная олифа.

Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, це-
лесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богома-
терь».

Эта икона была создана в Константинополе в первой трети
XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перене-
сена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византий-
ской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть
милосердная, в русской – «Богоматерь Умиление». Богоматерь
Умиление – самый лирический образ Богородицы.

У ч и т е л ь обращает внимание учащихся на следующее:
Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее
ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано
с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери.

Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащих-
ся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

Поверхность иконы сильно искажена многочисленными рес-
таврациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и
это дает представление о содержании образов и стиле письма.

Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темны-
ми красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой
скорби и потому так душевно близок всем.

Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так
как он находится на заре своей жизни.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено обще-
человеческое чувство – великая материнская любовь.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Визан-
тии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии, – Бол-
гария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной
мере испытали влияние византийской культуры. Достижения
византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными
традициями.

III. Закрепление изученного материала.

?! Вопросы и задания:

=> Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

=> Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
=> Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 7, отаетить письменно на вопросы 1-4, с. 67.
* Подготовить сообщения:

«Собор Святой Софии в Константинополе»,
«Икона «Владимирская Богоматерь».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь