Цели:
Познакомить учащихся с историческими условиями, по-
влиявшими на развитие культуры Византии.
Дать учащимся представление о важнейших достижениях
византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мо-
заика, фреска, смальта, темпера.
Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Констан-
тинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
?? 1 Вопросы:
==> Рассказать о природных, географических условиях Ара-
вийского полуострова, населении и его образе жизни.
=> Сравнить системы государственного управления норман-
нов и арабов.
=> Охарактеризовать объединяющую роль ислама.
=> Основные обязанности мусульман.
=> Рассказать об основных завоеваниях арабов.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Исторические условия развития культуры Византии.
Образование, научные знания.
Искусство: архитектура,
иконопись,
мозаика.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
Учитель начинает объяснение нового материала с постановки
проблемного задания:
=> Подумайте, какие исторические особенности Византии
могли способствовать высокому уровню культурного развития?
Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Визан-
тия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:
Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной
власти и культуры.
Византия становится наследницей античной культуры.
Христианство повлияло на культурное развитие Ви-
зантии.
2. Образование, научные знания.
Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были
нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для
сбора налогов и управления государством.
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образован-
ных государственных деятелях. Образованные люди достигали
власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотно-
сти и образовании была не только в столице Византии, но и в про-
винциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и
образованные люди.
Были организованы церковные, государственные и частные
школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пе-
нию. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Кон-
стантинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая
школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, исто-
рию, географию, литературу.
В XI веке был открыт первый в Европе университет.
Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется со-
ставить таблицу «Научные знания в Византии».
Учитель задает следующие вопросы:
=> Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других на-
родов, чертить карты?
=> Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?
Учащиеся могут дать примерно такие ответы:
– Войны, торговля, мореплавание.
— Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды – архитектуру, мозаику и
иконопись.
Архитектура
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учеб-
ника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64).
=> Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас,
живущих в XXI веке?
Рассказ учителя:
Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но во-
шедших внутрь он поражает огромным пространством, величест-
венностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие
собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее
убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.
В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания ут-
верждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид
креста с куполом посередине, установленным на круглом возвы-
шении – барабане.
Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Констан-
тинополе в объеме материала учебника (с. 63—64).
Мозаика
Важной задачей византийских архитекторов было распреде-
ление в храме света и тени.
Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укре-
плялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали
немного шероховатой.
При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали,
искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учеб-
нике (с. 66).
Иконопись
Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.
В храмах, домах появлялись иконы – изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.
Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные от-
личия иконы от картины.
Икона |
Картина |
1 |
2 |
Икона – откровение Божие. Мировоззрение иконописца – Икона – вне времени, она сим- Авторство иконописца наме- |
Картина – это творческий об- Картине присуща индивиду- |
Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.
На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллель-
ные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в про-
странстве иконы. Это обратная перспектива.
Иконы писали на деревянной основе – доске. В основном для
этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева –
береза, сосна, дуб, осина, ель.
Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее
сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.
Слой первый – иконная доска. Иногда на иконную доску на-
носили ткань – паволоку.
Слой второй – грунт, то есть основа под краску. Грунтовая
основа имеет белый цвет и называется левкасом.
Слой третий – красочный. Для написания иконы используют-
ся темперные краски.
Темпера – краска, сделанная на основе порошкообразных
цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмуль-
сия, составленная из воды и яичного желтка.
Слой четвертый – защитный – натуральная олифа.
Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, це-
лесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богома-
терь».
Эта икона была создана в Константинополе в первой трети
XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перене-
сена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византий-
ской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть
милосердная, в русской – «Богоматерь Умиление». Богоматерь
Умиление – самый лирический образ Богородицы.
У ч и т е л ь обращает внимание учащихся на следующее:
Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее
ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано
с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери.
Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащих-
ся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.
Поверхность иконы сильно искажена многочисленными рес-
таврациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и
это дает представление о содержании образов и стиле письма.
Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темны-
ми красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой
скорби и потому так душевно близок всем.
Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так
как он находится на заре своей жизни.
Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено обще-
человеческое чувство – великая материнская любовь.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Визан-
тии на духовное развитие других стран и народов.
Государства, принявшие христианство от Византии, – Бол-
гария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной
мере испытали влияние византийской культуры. Достижения
византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными
традициями.
III. Закрепление изученного материала.
?! Вопросы и задания:
=> Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?
=> Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
=> Какой существовал канон в оформлении христианского храма?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 7, отаетить письменно на вопросы 1-4, с. 67.
* Подготовить сообщения:
«Собор Святой Софии в Константинополе»,
«Икона «Владимирская Богоматерь».