Цели: закрепить знания о вводных и вставных конструкциях; научиться отличать вводные слова от членов предложения; закрепить выделение обращения на письме; воспитание языкового чутья.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: таблица, тест «Вводные слова».
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
II. Словарный диктант.
Персонажем пьесы, вооружённый теорией, с невежей и ханжой, пунцовый закат, кольцевая композиция, звучит мягко и певуче, изящная утонченность, камышовая крыша, дешевая вещь с распродажи, оказаться за рубежом, путешествовать за границей.
III. Работа по теме урока.
Задание: записать и разобрать предложения.
Судите ж вы, какие розы нам заготовит Гименей и, может быть, на много дней.
Что может быть на свете хуже семьи, где бедная жена грустит о недостойном муже?
— В каком предложении конструкция может быть является членом предложения, а в каком — нет? (Во втором: она входит в состав сказуемого — может быть хуже.)
(Чтение § 92.)
Задание: выделить значения, которые вводные конструкции вносят в предложения с точки зрения говорящего.
Всегда вводные |
Никогда не бывают вводными |
Во-первых, во-вторых, в-третьих (и подобные), следовательно, по-видимому, пожалуйста, итак, впрочем |
Авось, будто, ведь, небось, вряд ли, едва ли, как будто, как раз, как бы, даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, словно, якобы |
(Следует обратить внимание на слова, определение вводности которых требует особой проверки. Необходимо различать значения, в которых эти слова бывают вводными или членам предложения.)
IV.Закрепление.
1. Выполнение упражнения 450.
2. Тест по теме «Вводные конструкции».
1. Определите значение вводного слова в предложении (запятые не расставлены).
Когда мы подошли к большим папа к великой нашей радости объявил что по просьбе матушки поездка отложена до завтрашнего дня.
а) уверенность;
б) неуверенность;
в) чувства говорящего;
г) порядок оформления мыслей;
д) источник информации.
2.Укажите предложение с вводным словом.
а) На дворе не было видно ни зги.
б) Он определенно заблуждается.
в) Вряд ли он сегодня придет.
г) Видно письмо еще не дошло по адресу.
д) Видно что мне здесь делать нечего.
3. В каком предложении нет вводных слов?
а) Грязный двор офицерского собрания казался черным.
б) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.
в) К счастью он услышал вдруг шум голосов.
г) Во-первых в кармане не было ни копейки.
д) Наступила наконец и весна.
4. Что обозначают вводные слова в предложении?
Горный воздух безо всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.
а) источник информации;
б) уверенность;
в) чувства;
г) порядок мыслей;
д) неуверенность.
5. В каком предложении вводное слово указывает на порядок оформления мыслей?
а) Челкаш прошептав что-то снова улегся.
б) Как нарочно никто не собирался расходиться.
в) Таким образом напрашивается несколько вопросов.
г) Несомненно отстать на пол-очка было очень обидно.
д) К моему большому сожалению ясность ума у вас напрочь отсутствует.
6. Выберите предложение, в котором слово однако выступает в роли вводного и выделяется запятыми с двух сторон.
а) Мы уехали однако с ними не простились.
б) Его не любили однако жалоб на него не поступало.
в) Мы выбрали изящную однако дешевую мебель.
г) Нам пора возвращаться однако.
д) Она однако не могла сдержать своих слез.
7. Сколько в предложении знаков препинания?
Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.
а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 д) 7
8. Сколько в предложении знаков препинания?
Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.
а) 2 6)3 в) 4 г) 5 д) 6
V. Вставные конструкции.
Вставные конструкции также выходят за рамки членов предложения. Они вносят добавочные, необязательные замечания со стороны говорящего. Чаше всего эти замечания включают сведения по уточнению времени, места происходящих событий. Вставные конструкции заключаются в скобки, между тире, реже выделяются запятыми.
Например: Ах, часто, когда я штудировал математику (а было прошлым летом), нежная ножка в черном чулочке отодвигала назад мои катеты и гипотенузы.
Выполнение упражнения 456.
VI. Итог урока.
VII.Домашнее задание.
Упражнение 457.