Цель урока:
научить распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки и обозначать их на письме
Задачи урока:
1. Формировать умение распознавать на слух твердые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами е, ё, и, ю, я и твердость согласных звуков последующими гласными буквами а, у, о, ы, э.
2. Развивать умение сопоставлять твердость и мягкость согласных звуков при помощи гласных букв; развивать навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе.
Ход урока
I . Психологический настрой.
П. Проверка домашнего задания.
Пересказ С. Козлова «Зимняя сказка».
III. Чистописание.
1. Письмо букв Лл, соединений букв ол, мл, ля, дл, ел; слов лисица, аул: жайляу.
2. Знакомство с новым словарным словом ребята.
Придумать и записать предложение, используя это слово и слова из минутки чистописания.
IV. Работа над новой темой урока.
Письмо и развитие речи.
1. Ответить на вопросы:
— Что вы можете рассказать о букве Л, о звуках [л] и [л’]?
— Придумайте слова, где мягкий звук [л’] и [л] твердый.
(Ученики записывают несколько слов в 2 столбика, подчеркивая согласную букву одной чертой, если она произносится мягко, двумя — если твердо.)
2. Развитие речи: объяснить смысл пословицы: Лень и ложь человека не красят. Упр. 3, стр. 67.
(Обозначить твердость — мягкость звука [л].)
3. Ответить на вопросы: упр. 2, стр. 67. Записать ответы с буквой Л.
4. Занимательная минутка: упр. 4, стр.68.
V. Физкультминутка.
На лужайке две подружки
(Похлопать по коленям в ритм текста)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.
(Похлопать в ладоши в ритм текста)
Две зеленые лягушки:
(Хлопки по коленям)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.
(Хлопки в ладоши) .
Ква! (Притопнуть одной ногой) .
Хором песни распевают:
(Сложить ладони и чуть –чуть приоткрыть лягушкам ротик) .
Ква-ква-ква, (хлопки в ладоши)
Ква-ква-ква. (Притопы ногой в ритм текста) .
И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем) .
Ква-ква-ква, ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши) .
Ква!
VI. Чтение и развитие речи. «Лиса-лисонька». (По Ушинскому)
1. Слово учителя.
— О каком животном говорится в загадке?
Сама рыжеватая, Мордочка хитроватая. Ей не надо пирожка, Ей бы скушать петушка.
— Что вы знаете о лисе?
— Какие у нее повадки?
— Внешний вид?
— Какая она в сказках?
— Назовите сказки, где участвует лиса.
2. Чтение текста сначала учителем, а затем учениками.
3. Анализ текста:
— Опишите внешний вид лисы.
— Как она ходит?
— Какие у нее норки?
— Что она любит?
VII Домашнее задание:
упр. 1, стр. 67. «Лиса — лисонька» (по К Ушинскому).
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что нового на уроке вы узнали?
– Чему научились?
– Были ли затруднения?
– Покажите, понравился ли вам урок, с помощью смайлика: – Что понравилось? Что удивило?