Цель урока:
Формирование умения различать предмет и слово как его название. Формирование навыков беглого и выразительного чтения.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о предметности; использовать в упражнениях группу слов, обозначающих предметы, вещи, людей, животных, одежду и т.д., учить различать слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?»; продолжить работу по правописанию с большой буквы имен людей и кличек животных; учить не смешивать правописание имен собственных и имен нарицательных (например, собака Жучка, кошка Мурка).
2. Развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения, учить спрашивать.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе; аккуратность при письме.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение текста «Жаворонок», ответы на вопросы.
III. Чистописание.
1. Письмо слов мышка, заяц, лица, птица; предложения Заяц помог птице.
2. Звуко-буквенный разбор слова заяц. Заяц … б., … зв., …гласи., … согл.,… ел. Почему звуков больше, чем букв?
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
1. Работа над пословицей. Чтение пословицы (упр. 1, стр. 146).
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Что такое слава?
2. Развитие монологической речи (упр. 2, стр. 147); рассмотреть картинку и назвать, что на ней изображено.
3. Записать названия предметов: дать понятие того, что слово называет предмет. Выполнение упр. 2, стр. 147.
4. Распределение слов по общим названиям, упр. 3, стр. 147.
5. Самостоятельная работа: упр. 5, стр. 148.
6. Занимательная минутка:
а) Упр. 6, стр. 148 (придумать клички животным. С какой буквы напишем клички?).
б) Упр. 7, стр. 148, (в словах-отгадках подчеркнуть буквы, обозначающие мягкость согласных). ‘
7. Работа над заучиванием стихотворения «Радуемся маю» У. Тур-манжанова.
Чтение текста. Работа над выразительностью чтения. Назвать слова, которые обозначают предметы.
V. Чтение и развитие речи: Е. Бехлерова «Капустный лист». 1. Слово учителя:
— Что вы можете сказать о человеке, который старается помочь другим людям, у которых случилось несчастье?
— Вспомните, а вы когда-нибудь помогали в таких случаях родным или незнакомым людям, своим друзьям?
— Надо ли в таких случаях постоянно напоминать о том, что вы им помогли?
2. Чтение сказки Е. Бехлеровой «Капустный лист».
3. Развитие речи: придумайте конец сказки.
— Удалось ли зайчику позавтракать листком?
— Правильно ли он поступил?
4. Чтение сказки по ролям, обратить внимание на интонацию слов воробышка, бабочки.
VI. Домашнее задание:
упр. 4, стр. 147, упр. 9, стр. 149. Чтение сказки «Капустный лист» Е. Бехлеровой.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Дополнительное чтение из хрестоматии.
«Капустный лист» Е. Бехлеровой (окончание сказки).
«Пожалуй, утонет…» — подумал зайчик. Не долго думая кинул свой лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! — сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик.— Ну ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.