Цель урока :
Формировать и систематизировать знания учащихся о словах, обозначающих действие.
Задачи урока:
– продолжить формирование знаний, умений и навыков по теме: “Слова – бывают разные”
– вырабатывать навыки грамотного письма;
– развивать речь, память, внимание, мышление и фонематический слух,
– подвести учащихся к пониманию того, что слова только называют действия, а действуют сами предметы;
– активизировать в употреблении слов, обозначающих действие в прямом и переносном значениях;
– воспитывать познавательный интерес, стремление трудиться, положительные эмоции.
Ход урока
Психологический настрой.
Покажите свои умные глазки, ровные спинки
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
Повернитесь ко мне. Готовы ль вы к уроку? – Садитесь
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
-Повторяйте за мной:
Мы – умные!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Проверка домашнего задания.
Жужжащее чтение Чтение текста «Мамины помощницы».
III. Чистописание.
1. Письмо букв Цц, соединений цв, це, ца, оц, ци, слов цвет, курица, оценка, цирк. (Обратить внимание на слово цирк.)
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
— Мы с вами уже знаем растения, людей, животных называют слова, обозначающие предметы. Мы научились различать слова, называющие предметы. Но в нашем языке много, очень много других слов. Сегодня на уроке наша задача выяснить, что еще могут называть слова.
А поможет нам это узнать пословица и казахская сказка «Кто что делает», с которыми мы сейчас познакомимся.
1. Чтение пословицы в учебнике. Стр.156.упражнение 1.
Труд кормит и одевает.
Расскажите, как вы понимаете пословицу.
2. Работа с текстом в учебнике.стр.159- 160.
– Чтение учителем, беседа по содержанию, самостоятельное чтение учащимися.
Лошадь (что делает?)…
Корова (что делает?)…
Овечка (что делает?)…
Собака (что делает?)…
Петух (что делает?)…
1. Работа над пословицей; упр. 1, стр. 156.
3. Применение полученных знаний на практике.
— Слова – названия действий предмета могут не только называть действия предмета, по словам – названиям действия предмета можно узнать сам предмет.
Попробуйте:
– прыгает и квакает (лягушка)
-мурлычет и мяукает (кошка)
– летает и чирикает (птичка)
– Чтобы в этом убедиться, выполним задания по учебнику.
Упражнение 3,стр.157.
Прочитайте слова. Кто или что может выполнять эти действия?
– Слова- названия действий предмета очень важные слова. Они могут многое рассказать о предмете. Они могут не только назвать действие предмета, но и рассказать о силе действия.
Например: дождь – идёт, льёт, моросит.
Иногда слова—названия действий предмета употребляются в переносном значении.
Например: Солнышко проснулось. Полилась на землю песенка.
Время летит.
— Хорошо это или плохо, когда используются слова в переносном значении?
– Прочитайте веселое стихотворение о часах и найдите в нём слова, обозначающие действие. Стр.157, упр.4.
а) объяснить многозначность слова;
б) записать в тетради: часы (что делают?) стоят, спешат, идут, отстают.
V. Физкультминутка.
“Вот так!”
(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают и показывают движения)
– Как живешь?
– Вот так!
– Как идешь?
– Вот так!
– А бежишь?
– Вот так!
– Ночью спишь?
– Вот так!
– Как даешь?
– Вот так!
– А берешь?
– Вот так!
– Как молчишь?
– Вот так!
– Как грозишь?
– Вот так!
– А сидишь?
– Вот так
4. Рассматривание картинок в учебнике, упр. 2, стр. 156.
(Учитель сообщает учащимся, что в предложениях часто встречаются слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают?)
а) Кто нарисован на первой картинке? Что он делает? Назовите слово, которое отвечает на вопрос: что делает? (Аналогично проводится работа по другим картинкам.)
5. Занимательная минутка.
а) Упр. 6, стр. 158. Назовите слова-действия.
б) Работа над упр. 7, стр. 158. Выполнить задания к тексту. Мама стала печь пироги. А кошка прыгнула на печь. Обозначить слова буквами д (действие), пр. (предмет).
в) Назовите лишнее слово из упр. 8, стр. 158