Дата:_________________
Тема урока: Организм человека
Цели урока:
Образовательные: закрепление и систематизация знаний об организме человека как. О целостной системе; расширение и углубление знаний о работе органов и систем организма.
Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школь ников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание умения работать в коллективе.
Развивающие: способствовать развитию логического мышле ния, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
– Внимание на доску. Что вы видите? (машину)
– Какие части машины снаружи? (двери, окна, колеса, фары…)
– А что находится внутри машины? (сиденья, руль, двигатель…)
– То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины.
– То, что видим внутри – это внутреннее строение машины.
3. Сообщение темы урока.
– А знаете ли вы, как устроены мы с вами?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека, как работают и взаимодействуют его органы. Тема нашего урока: «Организм человека » В течение урока нам предстоит ответить на вопросы.
4. Изучение нового материала.
Итак, первый наш вопрос
А) Удивительное тело (внешнее строение тела человека).
– Встаньте, пожалуйста. Погладьте себя по голове.
Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину.
Погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками.
Потопайте ногами.
Молодцы! Садитесь.
– Кто же может сказать какие части тела относятся к внешнему строению тела человека? (ответы детей).
– Правильно! К внешнему строению тела человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находится грудь, спина, живот, потом руки и ноги.
– Переходим ко второму вопросу.
В) Что у нас внутри? (внутренне строение тела человека).
Мы рассмотрели внешнее строение человека, его скелет. А теперь узнаем, что у нас внутри? Тело состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите, читаете. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. В теле человека есть «командный пункт», который управляет работой всего организма – это мозг. Головной мозг является нашим центральным компьютером. Он получает информацию о том, как работают все органы тела человека, и отдает им приказы, контролирует работу всего организма. Он состоит из нервных клеток. – Как же называют головной мозг? (Командный пункт или центральный компьютер).
– Какую работу выполняет головной мозг? (Управляет работой всего организма).
– В какой части тела располагается этот орган? (В голове).
– На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.
Реакция человека на различные события жизни выражаются эмоциями. Наши эмоции связаны с деятельностью головного мозга. Я сейчас попрошу выйти ко мне…. Я тебе на ушко скажу, какое чувство человека надо изобразить. (Грусть, удивление, гнев, испуг). Дети вы смотрите и отгадываете, что …. изображает. Например, радость (показываю сама). Молодцы! Когда мы спим, мозг отдыхает, но не отключается. Наши сны – свидетельство его непрерывной работы. Сны видит каждый человек, просто не все их запоминают. Наш мозг творчески обрабатывает воспринимаемую глазами картинку, и в результате мы порой видим то, чего на самом деле нет. Это называется оптической иллюзией, или просто обманом зрения. (Показ и разбор иллюзий).
Физкультминутка
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимайте руки
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Вот мы с вами активно подвигались, положите руку на грудь, слышите тук-тук, это что у нас? (Сердце бьется). А сердце у нас внутри, мы его не видим. Как у машины есть двигатель, чтобы она работала, так и у нас сердце. Сердце – это мышечный насос, качающий кровь по телу. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам. За 1 минуту 4-5 литров крови перегоняет. – Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по кровеносным сосудам).
– Где находится сердце? (В груди, в левой стороне).
– Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьется. Дети, раскрасьте красным карандашом «сердце» на силуэте человечка.
Следующий орган легкие Они похожи на два больших пакета. Расположены легкие в грудной полости, по обе стороны сердца. Легкие нужны, чтобы дышать. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из нее углекислый газ. Когда человек вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхает – сжимаются.
– Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать).
– Где располагаются? (В грудной полости по обе стороны сердца).
– А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы делаем около 23 тысяч вдохов и выдохов.
– Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте, синим карандашом легкие на силуэте человека.
Следующий орган – желудок.
В нем происходит подготовка к перевариванию пищи. Он находится в верхней части живота, под ребрами. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Возьмите шарик в руки посмотрите. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается.
– Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу).
– Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой стороны).
– Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человека «желудок» и раскрасьте желтым цветом.
От желудка начинается длинный, извилистый коридор – кишечник. Его длина более 10 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается в нем. Он поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в толстой кишке накапливаются ненужные вещества.
– Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается организмом).
– Где находится кишечник? (В животе).
– Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.
И еще один орган – печень. Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Печень очищает кровь от токсических соединений, выделяет желчь.
– Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике).
–Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части живота).
– Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.
– Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы с вами сейчас разбирали. (Мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень).
– В нашем организме также есть мышцы, они дают движение костям и суставам, заставляют работать внутренние органы.
5. Закрепление.
– А теперь мы проверим, как вы хорошо меня слушали.
Посмотрите пред вами таблица
Строение тела человека
Внешнее внутренне
Части тела Органы
Голова Мозг
Шея Легкие
Туловище Сердце
Грудь Желудок
Живот Кишечник
Спина Печень
Руки
Ноги
На столе лежат карточки с названиями частей тела и органов. Вам нужно правильно распределить таблички.
– Следующее задание, я раздам вам кроссворды. Вы должны записать правильные ответы.
– Тестирование.
6. Итог урока.
– С чем вы познакомились на уроке?
– Назовите части тела человека?
– Назовите внутренние органы человека?
– Назовите 5 органов чувств?
– Сегодня вы хорошо поработали на уроке
7. Домашнее задание.
Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека. С.10