Тема урока:Имя числительное. Основные грамматические признаки.

0
485
математика


Цель: дать представление о числительном как части речи.

Задачи:

-научить различать количественные и порядковые числительные, правильно писать числительные.

-развивать воображение, память, речь, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять факты.

-воспитывать интерес к русскому языку, желание пополнять свой запас знаний.

Оборудование: Книга «Математика», карточки с сюжетными картинками.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Только вместе, только дружно

Получить «пятёрки» нужно.

Сообщение темы и цели урока.

К нам на урок пришла царица наук Математика.

-Как вы думаете, математика как-то связана с русским языком?(Ответы детей)

-А как называется математика в русском языке? (числительное)

-Почему именно так названа эта часть речи?

Перед нами стоит задача: выяснить, какими бывают числительные, на какие вопросы отвечают, что обозначают.

Оформление тетради.

Запись числа ведётся под диктовку дежурного.

Скороговорка: Два щенка щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

– Какой звук слышится чаще?

-Какой буквой обозначен?

– Расскажите, что вы знаете об этой букве.

– Придумайте слова, в которых есть эта буква.

-Какое правило с этой буквой?

Словарная работа.

Игра «Пять слов»

В этой увлекательной игре должно участвовать несколько человек или же учащиеся всего класса. Вначале нужно выбрать любое словарное слово. По сигналу каждый игрок должен записать 5 разных слов, начинающихся с каждой буквы выбранного слова. Нужно только постараться, чтобы придуманные слова состояли из как можно большего количества букв. Например, выбранное слово «Пять». Записи игроков могут выглядеть так:

Жандос- природа, яблоко, традиция.-21 слово.

Ирина- понедельник, ягода, товарищ.-23 слова

Андрей-профессия, ящерица, троллейбус.-26 слов.

Андрей победил.

2.Переход к новой теме.

Фронтальный опрос: Показываю карточки с основными направлениями в правилах о частях речи, можно вразброс.

Так мы повторим все изученные части речи.

Пробуем составить правило о числительном.

-Царица наук «Математика» принесла нам подсказки, но мы подсказками не будем пользоваться, а дружно выясним всё сами.

Игра «Давайте познакомимся»!»

-Сколько тебе лет?

-В каком ты учишься классе?

-Сколько мальчиков?

-Сколько девочек?

Сколько у тебя друзей?

Анализ:

-Какие слова обозначают число?

-На какие вопросы отвечают?

-Что они обозначают?

Вывод:

Такие числительные называются количественными.

Знакомимся дальше.

-за какой партой сидит Максим?

-на какой парте флажок дежурного?

-какой по счёту сидит Дидар?

Анализ:

-Какие слова обозначают число?

-На какие вопросы отвечают?

-Что они обозначают?

Вывод:

Такие числительные называются порядковые.

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас.

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Первичное закрепление:

Раздаю картинки. Работа в парах.( Всего 3 вида картинок)

Запишите количество предметов и порядок предметов на картинке.

Проверка. Каждая пара читает ответы, а другие проверяют. И если не согласны – доказывают свою точку зрения.

Физминутка

Раз , подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть

Закрепление по учебнику.

Упражнение 271.

Прочитайте. Найдите в тексте количественные и порядковые числительные.

– на какие вопросы они отвечают?

Дополни текст:

-что ты знаешь о ежатах?

-где они живут?

-чем питаются?

Дополнительная информация о жизни ежиков.

Работа у доски «по цепочке»

упражнение 269.

Обобщение.

Возвращаемся к карточкам по правилам. Формулируем правило о числительном.

Беседа с «Математикой»

Вспомните ход урока. Смогли бы мы провести такой интересный урок без числительного, без математики? Где во время урока мы встретились с числительными?

Инструктаж домашнего задания:

Упражнение 267. Подчеркни числительные, поставь к ним вопросы.

Рефлексия.

Игра +-

Я умею находить числительные в тексте.

Я умею различать количественные и порядковые числительные.

я знаю вопросы числительных.

Я умею применять числительные в речи.

Я хочу научиться писать числительные без ошибок.

Спасибо «Математике»!

«Математика» ставит оценки.