Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные. П. Синявский «Бабушка»

0
729
Казахстан

Цель урока:

Познакомить с ударением в слове, его ролью.

Задачи урока:

1. Сформировать общее понятие о безударных гласных звуках, которые требуют проверки (о, а, я, и, е); учить сопоставлять гласные буквы в удар­ном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова, обозначая в них ударение, подчеркивая гласную букву, уделять внимание смыслоразличительной роли ударения; обратить внимание на односложные слова и слова с буквой ё, так как ударение в них не ставится.

2. Развивать умение распознавать в слове ударный и безударный глас­ные звуки; развивать умение владеть способами проверки, когда безударная гласная проверяется формой множественного числа и безударная гласная проверяется формой единственного числа; развивать орфографическую зоркость, память, мышление.

3. Воспитывать положительное отношение к учебе, нравственное от­ношение к окружающему миру.

Ход урока

Психологический настрой.

«Хорошее настроение»

– Ребята, скажите, какое у вас настроение?

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки соседа и улыбнитесь.

-Если будет трудно, я вам помогу.

II. Проверка домашнего задания.

«Солнечная капля» (по Э. Шиму).

III. Чистописание.

Письмо букв Вв, соединений Ва, Ве, во, ей, Вл, ер, слов ватрушка, де­рево, врач.

Знакомство с новым словом сорока.

Словарный диктант написан на доске с пропущенными безударными гласными; ученики могут записать эти слова в алфавитном порядке, по­ставить ударение, подчеркнуть пропущенную букву.

Гор…д, бер…г, д…рога, в…рона, р…сунок, за…ц, ябл…ко.

В каких словах можно проверить парную согласную на конце слова?

IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.

1. Повторение:

— Как называется гласный, на который падает ударение?

— Как называют гласный без ударения?

2. Выполнение упр. 1, стр. 133.

3. Работа над заучиванием рифмовки из упр. 3, стр. 133.

4. Выполнение упр. 5, стр. 134 (обратить внимание на смыслоразличи-тельную роль ударения в словах).

5. Выполнение упр. 7, стр. 135 (обратить внимание на слова с буквой ё и односложные слова, когда ударение не ставится).

6. Занимательная минутка. Упр. 6, стр. 134 (слова с одинаковым напи­санием, но с разным значением).

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

В стороны руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад.

VI. Чтение и развитие речи.

П. Синявский «Бабушка».

1. Слово учителя:

— У кого из вас есть бабушка?

— А прабабушка?

— Расскажите о своей бабушке.

— Как к вам относится бабушка?

— А всегда ли вы слушаетесь бабушку?

— Чем вы помогаете бабушке?

— Жалеете ли вы ее?

2. Чтение стихотворения «Бабушка» учителем, затем учащимися. (Обратить внимание на выразительность чтения.)

3. Анализ содержания текста:

— Как зовут бабушку и внучку?

— Что они любят?

— Что они делают во время прогулки?

— Для кого они шьют платья?

— Что они готовят на именины?

— Почему Маша зовет бабушку подружкой?

VII. Домашнее задание:

Упр. 4, стр. 134. Выразительное чтение стихо­творения «Бабушка» П. Синявского. Составить рассказ о своей бабушке.

VIII. Подведение итогов урока.