Цель: повторить правописание глаголов на –тся и –ться.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.
1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ь в глаголах купаться, валяется.
Уточняется форма глаголов.
2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».
(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)
III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 77.
VI. Сообщение учителя.
– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!
V. Выборочный диктант.
Задание . Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.
Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.
Пословицы
VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на –тся и –ться, выделить грамматические основы.
VII. Словарный диктант
Г ромадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.
Домашнее задание: упражнение 78, правило, с. 34.
Р/Р ТЕМА ТЕКСТА
Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Определение темы текста.
Учитель читает стихотворение, опустив его название.
Дождь
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
С. Маршак
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
III. Работа с текстом.
· Задание. Прослушайте текст, определите тему.
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Удачно ли озаглавлен текст?
– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.
– Где можно расширить повествование?
– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?
IV. Выполнение упражнения 79.
V. Сообщение учителя.
Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.
Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.
· Задание 1. Определите узкие или широкие темы:
«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».
· Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».
Домашнее задание: упражнения 80, 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).