Тема. Светотень, объём, полутень, тень, блик. Натюрморт (рисование по памяти и представлению)

0
968
информатика

Цели.

1. Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.

2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.

3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.

Задачи.

  • обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;

  • расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;

  • закрепить умение размещать на листе предметы;

  • рисовать доступными графическими средствами;

  • развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;

  • способствовать развитию линейного построения.

  • воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику – умение выделять недостатки и видеть положительное.

Оборудование.

  • Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация .

  • Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

1.Организационный момент – 1 мин.

2. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках – 3 мин.

3. Объяснение новой темы- 18 мин.

4. Практическая работа – 15 мин. – 20 мин

5. Итог урока- 2 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока.

Орг. Момент.

Повторение изученного материала.

– Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?

– Рассмотрите внимательно репродукции картин, они вам помогут правильно ответить на поставленный вопрос.(СЛАЙД 1) На нём представлены картина разных жанров: 1 пейзаж, 2 натюрморт, 3 портрет,4 икона

– Отгадайте загадки «Доскажи словечко»:

  • Если видишь: на картине нарисована река.

Или в домик в дымке синей, или луг и облака,

Или тонкая рябина,

Или поле иль шалаш –

Это значит, что картина называется … (пейзаж)

  • Перед этою картиной

Все почтительно стоят,

А иные бьют поклоны

И молитвы говорят … (икона)

  • Если видишь, ты с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется… (портрет)

  • Если видишь на картине самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – знай

Что это… (натюрморт)

3. Объяснение новой темы.

– Сегодня на уроке речь пойдёт о натюрморте. А что такое натюрморт?

(изображение неподвижных предметов)

Цветы на картине,

Фрукты и торт.

Картину такую зовём… (СЛАЙД 2)

– В словаре : Натюрморт – с франц. “мертвая натура” или “неживая натура”. В Англии называли натюрморт – “тихая жизнь”. Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы. (СЛАЙД 3)

Дополнительный материал (заранее подготовленный ученик)

– Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.

4. Сообщение темы и цели урока.

– Тема: Учимся рисовать натюрморт с овощами (по представлению) (СЛАЙД 4)

– Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт)

– Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать)

– Назовите овощи и фрукты. (СЛАЙДЫ 5 – 13)

– Можно ли овощи изобразить в геометрических фигурах?

Творческая игра.

– Предлагаю вам игру. К доске сейчас выйдет 3 человека (по 1 с каждого ряда). Им предлагается по одной геометрической фигуре, в которой нужно нарисовать тот овощ или фрукт, который эта фигура напоминает, и составить общий натюрморт на листе.

– Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? ( С расположения на листе)

– Расположение на листе называется компоновка. ( новые слова появляются на доске).

– Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? ( размер изображаемых предметов).

Проверка выполнения учащимися творческого задания.

Всё ли правильно выполнили ребята? Нет ли у них ошибок?

– Посмотрите на экран (СЛАЙД 14)

– Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта? (2) Почему? Докажите?

СЛАЙДЫ 15- 16. – Посмотрите натюрморты, с изображением различных овощей и фруктов. Все предметы, изображённые на них, имеют объёмную форму, а не плоское изображение.

Для того, чтобы показать объём предметам художники пользуются градацией света и тени.

– Что такое светотень? (Освещённые и теневые части на натюрморте)

– Что такое свет и тень, а также их промежуточные ступени, вы узнаете из учебника по изобразительному искусству на странице 16 . СЛАЙД 17. ( чтение детьми вслух)

Свет, блик, тень(собственная), полутень, рефлекс, падающая тень. (таблички с новыми словами появляются на доске)

Этапы работы. СЛАЙД 18

Расположи лист бумаги

Продумай композицию

Закомпонуй детали натюрморта

Выполни рисунок в карандаше

Добавь цвет, продумай фон

Этапы построения натюрморта СЛАЙД 19

5. Практическая работа учащихся.

– Лист – это стол. Мама купила фрукты и овощи. Какие бы вы хотели, чтобы мама купила фрукты и овощи. Найдите каждому фрукту, овощу своё место на скатерти. Помните о том, какие ошибки вы не должны допускать.

На доске.

– Нарисуйте по памяти и представлению овощи и фрукты карандашом, с нанесением светотеней.

6. Физминутка для глаз во время практической работы.

7. Итог урока.

– В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

– Что нового узнали на уроке?

– Выставка работ учащихся на доске.

8. Д/з

– Поставьте дома перед собой натюрморт из двух предметов и выполните набросок с натуры.

– принесите на следующий урок краски и кисточки, и рисунок, начатый на уроке сегодня.