Цели.
1. Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.
2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.
3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.
Задачи.
- обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;
- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
- закрепить умение размещать на листе предметы;
- рисовать доступными графическими средствами;
- развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;
- способствовать развитию линейного построения.
- воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику – умение выделять недостатки и видеть положительное.
Оборудование.
- Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация .
- Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
1.Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках – 3 мин.
3. Объяснение новой темы- 18 мин.
4. Практическая работа – 15 мин. – 20 мин
5. Итог урока- 2 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин
Ход урока.
Орг. Момент.
Повторение изученного материала.
– Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?
– Рассмотрите внимательно репродукции картин, они вам помогут правильно ответить на поставленный вопрос.(СЛАЙД 1) На нём представлены картина разных жанров: 1 пейзаж, 2 натюрморт, 3 портрет,4 икона
– Отгадайте загадки «Доскажи словечко»:
- Если видишь: на картине нарисована река.
Или в домик в дымке синей, или луг и облака,
Или тонкая рябина,
Или поле иль шалаш –
Это значит, что картина называется … (пейзаж)
- Перед этою картиной
Все почтительно стоят,
А иные бьют поклоны
И молитвы говорят … (икона)
- Если видишь, ты с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется… (портрет)
- Если видишь на картине самовар ты на столе,
Или виноград в корзине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – знай
Что это… (натюрморт)
3. Объяснение новой темы.
– Сегодня на уроке речь пойдёт о натюрморте. А что такое натюрморт?
(изображение неподвижных предметов)
Цветы на картине,
Фрукты и торт.
Картину такую зовём… (СЛАЙД 2)
– В словаре : Натюрморт – с франц. “мертвая натура” или “неживая натура”. В Англии называли натюрморт – “тихая жизнь”. Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы. (СЛАЙД 3)
Дополнительный материал (заранее подготовленный ученик)
– Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.
4. Сообщение темы и цели урока.
– Тема: Учимся рисовать натюрморт с овощами (по представлению) (СЛАЙД 4)
– Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт)
– Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать)
– Назовите овощи и фрукты. (СЛАЙДЫ 5 – 13)
– Можно ли овощи изобразить в геометрических фигурах?
Творческая игра.
– Предлагаю вам игру. К доске сейчас выйдет 3 человека (по 1 с каждого ряда). Им предлагается по одной геометрической фигуре, в которой нужно нарисовать тот овощ или фрукт, который эта фигура напоминает, и составить общий натюрморт на листе.
– Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? ( С расположения на листе)
– Расположение на листе называется компоновка. ( новые слова появляются на доске).
– Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? ( размер изображаемых предметов).
Проверка выполнения учащимися творческого задания.
– Всё ли правильно выполнили ребята? Нет ли у них ошибок?
– Посмотрите на экран (СЛАЙД 14)
– Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта? (2) Почему? Докажите?
СЛАЙДЫ 15- 16. – Посмотрите натюрморты, с изображением различных овощей и фруктов. Все предметы, изображённые на них, имеют объёмную форму, а не плоское изображение.
Для того, чтобы показать объём предметам художники пользуются градацией света и тени.
– Что такое светотень? (Освещённые и теневые части на натюрморте)
– Что такое свет и тень, а также их промежуточные ступени, вы узнаете из учебника по изобразительному искусству на странице 16 . СЛАЙД 17. ( чтение детьми вслух)
Свет, блик, тень(собственная), полутень, рефлекс, падающая тень. (таблички с новыми словами появляются на доске)
Этапы работы. СЛАЙД 18
Расположи лист бумаги
Продумай композицию
Закомпонуй детали натюрморта
Выполни рисунок в карандаше
Добавь цвет, продумай фон
Этапы построения натюрморта СЛАЙД 19
5. Практическая работа учащихся.
– Лист – это стол. Мама купила фрукты и овощи. Какие бы вы хотели, чтобы мама купила фрукты и овощи. Найдите каждому фрукту, овощу своё место на скатерти. Помните о том, какие ошибки вы не должны допускать.
На доске.
– Нарисуйте по памяти и представлению овощи и фрукты карандашом, с нанесением светотеней.
6. Физминутка для глаз во время практической работы.
7. Итог урока.
– В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
– Что нового узнали на уроке?
– Выставка работ учащихся на доске.
8. Д/з
– Поставьте дома перед собой натюрморт из двух предметов и выполните набросок с натуры.
– принесите на следующий урок краски и кисточки, и рисунок, начатый на уроке сегодня.