Тема: согласные звуки

0
487

Цель: закрепление знаний учащихся со звуками речи, гласными и согласными звуками и их различием; обозначением звуков в слого-звуковых схемах; научится соотносить слова со схемами, воспроизводить петли выходящие за пределы строки, полуовалы по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и рассказов по иллюстрациям в «Азбуке».

Ход урока

Актуализация имеющихся сведений.

БЕСЕДА, Мы уже не в первый раз обсуждаем тему учебы. А для чего надо учиться? Народная мудрость гласит «Учиться всегда пригодится» – пословица. Для того, чтобы быть успешным в жизни и профессии, надо сначала много учиться.

Чтение: с 12

Купил творожный СЫРОК.

Откуда же взялся СУРОК?

И совсем пустяковое дело-

Заменить слово ЛЕТО на Тело.

Был вызван к больному ВРАЧ,

Поменялся в дороге звук-

И приехал не врач, а грач.

Спал в берлоге МИШКА.

Откуда же здесь ШИШКА?

Как переделать ОСУ на РОСУ?

Как переделать РОСУ на КОСУ?

Как переделать КОСУ на КОЗУ?

– Что происходит со словами? (Меняется звук?)

Игра «Слова»

Я буду называть звук , а вы попробуйте назвать слова в которых присутствует этот звук. И сказать какой это звук гласный или согласный?[ к], [о], [с],[м],[у],[и],[а],[в].

Письмо: пальчиковая гимнастика .Тренировка пишущей руки и письмо элементов петель выходящих за пределы строки, полуовалов.

Чтение: Изучение темы «Гласные и согласные звуки».

Аналитический этап

-«А как воет ветер? Сравните, как рычит собака: р-р-р. Одинаково ли мы образуем эти звуки?» Дети хором «тянут» сначала [у], затем [р] и высказывают предположение, что при произнесении [у] язык не двигается, а при произнесении [р] – дрожит.

При произнесении [ж], [с], [з] кончик языка тоже приближается к небу и создается шум, а некоторые звуки вообще без усилия невозможно произнести, будто приходится преодолевать преграду, например [б], [г]. Дети хором произносят эти звуки, прослеживая трудность для прохождения воздуха.

Позвуковой анализ слова голос: дети произносят звуки этого слова и говорят, есть преграда или нет.

А с каким правилом мы уже познакомились? Как произносятся гласные, согласные звуки? звуки, которые произносятся без преграды, называются гласными, а с преградой в виде языка, губ и зубов – согласными.

Закрепляется материал определением детьми типа звуков [о], [т], [э], [ц].

– Давайте сравним звучание слов мыл и мил, был и бил.

– Одинаково ли произносятся эти звуки ? звуки [м] и [б] называются твёрдыми, а [м’] и [б’] – мягкими.

Итоги урока.

1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали?

2. Как отличить гласный звук от согласного? Каким цветом гласные звуки отражаются на схемах?