Тема: Словосочетание как синтаксическая единица.

0
292

Цели: закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний; воспитывать языковое чутьё.

Тип урока: урок комплексного применения зун.

Оборудование: орфоэпический словарь, тест по теме «Словосочетание».

Ход урока.

Орфоэпическая разминка.

Прочитайте слова, написанные на доске, поставьте ударение, укажите варианты ударения.

Атлас, босая, валовой, гренки, желчный, захламленный, кичливый, ледник, маркетинг, намерение, обеспечение, побасенка, ракушка, столяр, таможня, убывший, фланговый, ходатайство, щавель, электрик, эксперт.

В каких случаях вариативность ударения указывает на разные слова? (Беседа по вопросам на с. 244.)

Проверка знаний по теме «Словосочетание».

(Выполнение теста по теме «Словосочетание» в рамках подготовки к ЕГЭ с комментированием.)

1. Выпишите словосочетания с типом синтаксической связи «примыкание».

Мерилом красоты, трудности в обращении, невольно засмеялся.

2. Выпишите словосочетания с управлением.

Рассказывать взахлеб, из далеких краев, схватил шпагу,

3. Выпишите словосочетание именное.

Стакан молока, выпить залпом, совершенно просто.

4. Укажите словосочетание со значением «действие и его признак».

Пасмурно по-осеннему, выпить залпом, произвести расчет.

5. Укажите словосочетание с обстоятельственными отношениями.

Давший жизнь, милый кум, посмотреть налево, уйти с ними.

6. Укажите словосочетание с объектным отношением.

О шести книгах, освоение космоса, просить настойчиво.

7. Укажите связанные (нечленимые) словосочетания.

О четырех сестрах, летать высоко, бежать по дороге, ругать за беспечность.

8. Выпишите из предложения связанные (нечленимые) словосочетания.

От поездки у него осталась масса впечатлений.

9. Выпишите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

Считать ворон, три друга, я догадался, срочно требуется.

10. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка в употреблении предлога.

Ругать за беспечность, поступил вопреки угрозы, выполнил согласно предписанию.

III. Работа по новой теме. Повторение различий словосочетания и предложения.

Работа с § 69. Задание: прочитать материал и составить вопросы к параграфу.

Выполнение упражнения 365.

IV. Закрепление.

Запишите текст. Выполните его пунктуационный анализ и задания.

Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем.

(В. Кюхельбекер)

Выписать все словосочетания из второго предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них (по выбору).

Охарактеризовать предложения по структуре. Сколько грамматических основ содержит каждое предложение?

Объяснить орфограммы, встретившиеся в тексте.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1. § б9.

2. Составить пять простых и пять сложных предложений, сделать их пунктуационный анализ; в простых указать тип словосочетаний.

Подсказка 1: примыкают неизменяемые части речи.

Подсказка 2: чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения. Каждый раз, задавая вопрос к второстепенному члену, выписывайте главное (то, от которого задаете вопрос) и зависимое (то, к которому задаете вопрос) слово». «Однородные члены не являются словосочетаниями: они являются составными частями (компонентами) словосочетания, т.е. образуют сочетание с сочинительной связью».

«Я предлагаю детям такой вариант для поиска: Согласование – два слова согласны друг с другом. Измени одно (главное) изменится и другое (зависимое). Изменять можно в роде, числе или падеже. Плюс к этому прилагаю схемы – существительное + прилагательное, например, и прочие…

Управление – одно слово управляет другим (главное зависимым). То есть требует от него “встать” в определённом падеже, определённой форме. При этом можно изменять главное – зависимое не будет изменяться: письмо другу, письмом другу, письма другу… и т.д. Плюс снова схемы – существительное + существительное с предлогом или без, например, и так далее… Отмечаю, что предлог, как правило, есть показатель связи…

Примыкание – два слова связаны между собой по смыслу». «Дополню-поправлю: примыкание опознается не по главному слову (им может быть почти что угодно), а по зависимому – инфинитиву, деепричастию и наречию.

«Дополню: также зависимое слово может быть формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (ее, его, их; её подруга)».

Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.

(14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Напишите, какой тип связи использован в словосочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ (в предложении 13).

(13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.

Из предложений 31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(31) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32) Надо вырабатывать душу.

Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(20) Вся энергия уходит на отбивание от преследователей.

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ (предложение 30).

(30) Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих стран, для нас «импортный» останется синонимом слова «качественный».

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.

Выделяем основу предложения, которая не может быть подчинительным словосочетанием со связью согласование: мать стояла и смотрела. Ищем существительное с прилагательным, причастием или притяжательным местоимением,

поскольку именно эти сочетания чаще всего являются согласованием. В данном предложении искомое словосочетание – свою голову. Где свою (притяжательное местоимение), а голову (существительное). Именно в таком виде и записываем в бланк ответа.

Ещё примеры с пояснениями:

Из предложения 20 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(7) Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Определённо-личное предложение с основой – ходишь, видишь и вспоминаешь. Примыкание, используя одну из схем, найти довольно просто: ходишь (глагол) мимо (наречие). Ходишь (как?) мимо. Это и есть правильный ответ.

Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3).

(3) Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

В этом случае стоит обращать внимание на состав словосочетания: удручающе (как? наречие) обеднён (каков? причастие, образованное от глагола обеднить). Обеднён (как?) удручающе. Есть неизменяемое слово (наречие) – значит, перед нами примыкание. Слово ПРИМЫКАНИЕ и заносим в клеточки бланка.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РЯД ПОТРЯСЕНИЙ (предложение ____________19).

(19) Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие – неуловимое мгновение по меркам истории – мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна.

Определяем главное и зависимое слово ряд (чего?) потрясений. Первое слово главное, второе – зависимое. Оба слова являются именами существительными. Если заменить зависимое слово другим (ряд скамеек), то увидим, что зависимое слово все равно требует формы Родительного падежа. Следовательно, перед нами управление. Это слово и вносим в клеточки бланка ответов.

Довольно просто. Что еще?

Варианты заданий В3 для самостоятельной проработки

Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Папаша так двинул его плёчом, что тот отлетел в сторону.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне.

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ в предложении.

Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих товаров.

Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН в предложении.

Мир стал бы удручающе обеднён, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

Укажите тип связи в словосочетании СОПОСТАВЛЯТЬ ИХ в предложении.

Выделять факты из окружающего мира, анализировать эти факты, сопоставлять их – вот что должен уметь каждый человек в ХХI веке.

Укажите тип связи в словосочетании ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ в предложении. Определения эти упрощённые, схематичные.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Уже два года они жили в этом подземелье.

Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.

Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, мобильные телефоны, компьютеры, холодильники.

Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Я голову поднял, взглянул и обмер: какая красота!

Практические задания:

1) Составьте пять-шесть вариантов задания В3.

2) Выпишите из предложений все подчинительные словосочетания и укажите тип связи в них:

Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, – улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. Все сплетено и завязано, всё находится в подчинении друг у друга и образует одно прекрасное целое, именуемое словом «ансамбль». И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь