Тема: СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ. НЕЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ

0
940

Лабораторная работа 20. Строение одноклеточных зеленых водорослей

Цели: познакомить учащихся со строением одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, водный раствор йода.

Ход работы:

Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хламидомонады. Накройте покровным стеклом.

Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на грушевидную форму тела хламидомонады. Понаблюдайте за движениями водоросли. С помощью каких органелл происходит движение?

При помощи фильтровальной бумаги уберите лишнюю воду из-под покровного стекла и рассмотрите водоросль при большом увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Какого он цвета? С чем это связано? Найдите светочувствительный глазок. Каковы его функции?

Если микропрепарат сделан качественно, вам удастся рассмотреть пульсирующее вакуоли. Понаблюдайте за их работой.

Окрасьте микропрепарат водным раствором йода и снова рассмотрите его.. как изменилась окраска водоросли? С чем это связано?

Зарисуйте внешнее строение хламидомонады. Укажите ее основные части.

Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хлореллы. Накройте покровным стеклом.

Рассмотрите микропрепарат при малом, а потом при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на шарообразную форму тела водоросли и на отсутствие у нее органоидов движения.

Рассмотрев водоросль при большом увеличении, найдите оболочку клетки, ядро, хроматофор.

Зарисуйте строение хлореллы. Подпишите ее основные части.

Сделайте вывод об особенностях строения хламидомонады и хлореллы. Сравните строение этих водорослей. Какая из них устроена наиболее просто? Почему вы так считаете?

Лабораторная работа 21. Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры

Цели: познакомить учащихся со строением многоклеточной зеленой водоросли спирогиры, продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый микропрепарат «спирогира», микроскоп.

Ход работы:

Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.

Рассмотрите микропрепарат «спирогира» под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.

Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую клеточную оболочку, крупную вакуоль, цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?

Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?

Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной клетки спирогиры.

Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.

Лабораторная работа 22. Строение зеленых мхов на примере мха кукушкин лен

Цели: познакомиться с особенностями строения зеленого мха кукушкин лен; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные растения мха кукушкин лен с коробочками, немонтированные на лист бумаги, готовый микропрепарат «спорангий кукушкина льна», емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет, лист белой бумаги.

Ход работы:

Рассмотрите внешнее строение мха кукушкин лен невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты – ризоиды.

Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы и зарисуйте его.

Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте.

При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно снимите колпачок и рассмотрите коробочку с крышечкой при помощи лупы.

Потрясите коробочку над листом белой бумаги. Что вы увидели? Рассмотрите споры мха при помощи лупы. Подуйте на споры. Что произошло? О чем свидетельствует легкость, с которой споры разлетелись от легкого дуновения?

Зарисуйте внешний вид мха кукушкин лен (мужского и женского растения) и подпишите его основные части. Отдельно зарисуйте внешний вид коробочки со спорами.

Рассмотрите готовый микропрепарат «спорангий кукушкина льна» при помощи лупы. Рассмотрите продольный разрез коробочки, найдите крышечку, споры.

Зарисуйте продольный разрез спорангия кукушкина льна, каким вы увидели его при помощи лупы.

Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха кукушкин лен.

Лабораторная работа 23. Строение торфяных мхов на примере мха сфагнума

Цели: познакомиться с особенностями строения торфяного мха сфагнума; выявить основные отличия зеленых и торфяных мхов; продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты,навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные растения мха сфагнума с коробочками, немонтированные на лист бумаги, микроскоп, предметные и покровные стекла, емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

Рассмотрите внешнее строение мха сфагнума невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, ветки. Обратите внимание на отсутствие у него ризоидов и корней.

При помощи лупы рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?

Найдите ветви, прижатые к стебля, торчащие в стороны и образующие плотную головку. На верхушке стебля найдите коробочку со спорами.

Зарисуйте внешнее строение мха сфагнума и подпишите его основные части.

При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно отделите один лист мха. Приготовьте временный микропрепарат, для этого положите лист в каплю воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом.

Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат при большом увеличении. Найдите хлорофилоносные клетки и большие мертвые водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.

Зарисуйте строение листа сфагнума, подпишите клетки, которые вы видели.

Сделайте вывод о строении мха сфагнума и об особенностях строения листа этого мха.

Лабораторная работа 24. Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника.

Цели: ознакомиться с внешним видом высшего спорового растения на примере папоротника, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями или лист папоротника, растущего в кабинете биологии, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги, готовый микропрепарат «сорус папоротника».

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной» поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Вспомните , что такое спора? Зарисуйте лист с сорусами.

Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

Рассмотрите готовый микропрепарат «сорус папоротника» при помощи лупы. Найдите спорангии со спорами.

Зарисуйте строение соруса папоротника.

Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

Лабораторная работа 25. Строение высшего спорового растения хвоща.

Цели: ознакомиться с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные побеги хвоща полевого с корневищами, гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла.

Засушить побеги хвоща с корневищами необходимо заранее. Найти хвощи можно в сыром лесу. В наших лесах чаще всего встречается хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ приречный, хвощ болотный т.д. весенние спороносные побеги необходимо заготавливать в апреле-мае, а вегетативные в июне-августе.

Ход работы:

Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите у него корневище, рассмотрите его, найдите придаточные корни.

Рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.

На верхушке побега найдите спороносный колосок. Рассмотрите его.

Рассмотрите внешнее строение вегетативного (летнего) побега хвоща полевого. Рассмотрите мутовчато-ветвящийся стебель, мутовки листьев. Обратите внимание, что листья срослись особым образом. Свободными остаются только самые кончики листьев в виде зубчиков.

Зарисуйте внешнее строение весеннего и летнего побегов хвоща полевого с корневищами. Подпишите основные органы.

Сделайте вывод об особенностях строения данного растения и о принадлежности его к высшим споровым растениям. Сравните внешнее строение хвоща и папоротника.