Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

0
16
анимация

Цель:

1. способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов;

2. способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.

3. Воспитание любви к природе

Ход урока

Оргэтап

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Этап проверки зананий

№1 Спиши слова. Применяй правила жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркни правила.

Лыж.., маш..на, кувш..н, уж..н, туч.., площ..дка, задач..,

ч..щ.., щ.ка, ч.до, ч.лки, ч.жой.

№2 Вспомни правила. Прочитай и подумай , где ошибки.

Спиши без ошибок.

Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.

Этап подготовки к активному усвоению знаний

– Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)

– Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)

– У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

Работа с наглядным материалом. – упражнение № 142. чтение сначала учиетлем, потом учениками

– Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

– Записываем слова на доске и в тетрадях. (лететь, прилететь, улететь, вылететь, полететь, перелететь, перелетная)

– Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (лет.)

– Правильно, корень лет и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

– А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)

– Вы поняли, что означает это слово? (Да.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)

– Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

– А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 63. (Чтение правила вслух.)

– Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)

Этап объяснения новой темы

Слово учителя

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Входить, вход, входной – это однокоренные слова.

Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.

При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.

Чтение параграфа на странице 63. конспект в тетрадь для правил.

Этап закрепления новой темы

Упражнение № 144, № 145 устно.

Задание № 1

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)

– Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Спишите слова, выделите корень:

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

– Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)

– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

– Самопроверка.

Задание № 2

Дидактическая игра “Найди свой дом”.

– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

– Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

земл

Звер

Вод

земляк

зверь

Вода

землемер

зверёк

водолаз

землячка

озвереть

водоём

земляной

звериный

водяной

приземлить

Зверюшка

водитель

7. Этап рефлексии

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 149 на странице 65.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь