Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

0
532

Цели: закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».

Ход урока.

I. Лексическая разминка.

Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.

Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.

III. Работа по теме урока.

Повторение признаков подлежащего и сказуемого.

Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.

Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.

В тайге темнеет рано.

Сынок, уезжаешь ни с чем?

У него была своя история.

Пыль принес ветер.

Что входит в грамматическую основу предложения?

Что называется подлежащим?

Способы выражения подлежащего.

Дайте определение сказуемого.

(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:

1) субъект высказывания;

2) предмет речи;

3) грамматически связано со сказуемым;

4) должно стоять перед сказуемым.)

2. Выполнение упражнения 373.

3. Повторение типов сказуемых.

Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.

Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:

1. Как вы намерены действовать?

2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.

3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.

4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.

5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.

IV. Итог урока.

Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку.

Домашнее задание.

1. § 73.

2. Упражнение 374.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ». (ЕГЭ. Задание А 8.)

Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)

(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)

(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.

Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.

Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2) предложении текста?

фрагменты должны

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?

излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)

(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным. (4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

может направить (предложение 5)

(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5) Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально натолкнувшегося на новые интересные факты.

Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

выходит из строя (предложение 2)

никогда не говорит (предложение 4)

как нарушена (предложение 5)

перестало (предложение 5)

(2) Если выходит из строя любой из них, то распадается сразу несколько функциональных систем, в которые он входил как функциональное звено. (4) Поэтому нейропсихолог никогда не говорит: у человека нарушена та или иная функция. (6) Он обязательно выясняет, как она нарушена и что ещё одновременно с этим перестало работать в организме.

Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

гибнет в мире несколько видов (предложение 2)

положение угрожающее (предложение 4)

вид млекопитающих исчезает (предложение 4)

уничтожение гораздо более опасно для человечества (предложение 5)

(2) Сейчас ежедневно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп этого вымирания нарастает. … (4) Везде положение угрожающее: один вид млекопитающих u1080 исчезает за 3-5 лет, в среднем же мы теряем в год, по-видимому, несколько видов животных и растений. (5) Уничтожение биологического разнообразия гораздо более опасно для человечества, чем даже изменение климата или сокращение озонового слоя.

Сколько грамматических основ в предложении?

С утра до вечера на площадях устраивали митинги, ораторы поднимались на балконы и произносили пламенные речи, обращаясь к стоящим внизу; по улицам бесконечным потоком шли демонстранты.

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

Практические задания:

1) Составьте шесть-семь вариантов задания А8, подбирая для этого различные способы выражения грамматической основы.

2) Выделите все грамматические основы в предложениях.

Их стали называть пароходо-фрегатами, потому что они по-прежнему сохраняли и парусное оснащение. Теперь паровую машину можно было располагать в глубине корпуса корабля, что повышало её защищённость от вражеского огня. Такое нововведение позволило оснащать паровыми машинами, приводящими в движение гребной винт, и большие линейные корабли. Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим – экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей. Усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле. Их значительно больше, чем растений. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. Дело в том, что их проникающая способность, а другими словами, их жёсткость, зависит от энергии их фотонов: фотоны более короткой длины волны проникают глубже. Принято называть излучение длиной волны более 0,1 нм мягким, а остальное – жёстким. Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр. В стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, губительно действующего на многие организмы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь