ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами

0
1069
физика

Класс: 9
Тема: ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами.
Тип урока:
Цели:
– повторить сведения о ССП, повторить сочинительные союзы; упражнять учащихся в совершенствовании умений расстановки пунктуационных знаков препинания, находить смысловые отношения между частями ССП;
– вырабатывать речевую деятельность школьников через прочтение предложений; развивать интерес к предмету;
– воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока

I.Орг.момент. Псих. настрой. Деление на группы.
II. Стадия вызова. Определение темы и целей урока.
2. 1 Учащимся предлагается подобрать ассоциации к словосочетанию сложное предложение. Данное словосочетание вывешивается на доске, все ассоциации выписываются рядом, ассоциации, связанные с темой урока отмечены значком ССП. После завершения выполнения задания, у учащихся спрашивается, почему некоторые из перечисленных ассоциаций отмечены.
2. 2 Т.о. определяется тема урока, учащиеся самостоятельно ставят цели урока, заполняя таблицу ЗХУ.
III Стадия осмысления
3. 1. Составления кластера. Группам предлагается правильно подобрать союзы (1-ая гр. подбирает разделительные, 2-ая – сочинительные, 3-я- подчинительные)
3.2. Объяснение учителя.
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.
— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.
3.3. Работа с карточками. Умение различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с одородными членами, соединенными союзом и.
1. Солнце село и спряталось за горизонт.
2. Солнце садилось наступали сумерки.
3. Кружатся осенние листья и падают на землю.
4. Медленно падают листья и земля покрывается мягким желтым ковром.
5. С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
6. Надвинулась огромная туча и в степи стало темно.
7. За окном кружился и тихо падал на землю снег.
8. В воздухе тихо кружился снег и земля постепенно становилась белой.
3.4. Работа по закреплению определения видов ССП.
Задание: расставить знаки препинания, вписать в табличку номера предложений, определить их значенние. Сделать взаимопроверку.
1. Высоко в небе летят журавли и далеко слышен их звонкий крик. 2.Восток чуть посветлел но звезды еще сверкали ярко. 3. Сегодня было ясно и солнечно завтра тоже ожидается хорошая погода. 4. Или мы пойдем вместе или я поиду один. 5. Вот откуда-то доносится тревожный крик или раздается неопределенный крик.
ССП с соединительными союзами ССП с противительными союзами ССП с разделительными союзами
1,3 2 4,5

3.5. Задание на восстановление обратной связи.
Продолжите предложение трижды:
а) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенное сочинительным союзом;
б) чтобы получилось ССП с сочинительным соединительным союзом.
в) чтобы получилось ССП с сочинительным противительным союзом.

Казахстан незавимое государство …….
Нурсултан Абишевич Назарбаев стремится …….
Лидер нации Казахстана ведет миролюбивую политику …….
3.6. Прием «Ты – мне, я-тебе». Каждой группе предлагается составить вопросы по новой теме, затем задать данные вопросы группе соперников.
IV Рефлексия урока:
4.1 Заполнение диаграммы. Левая сторона-сведения о простом предложении, правая- об ССП, середина общие признаки ССП и простого предложения.
4.2. Заполнение таблицы ЗХУ.
V. Д/з.
VI. Выставление и комментирование оценок.

Оценивание работы группы на уроке
Задание активность учащегося на уроке

«Ассоциации»
«5»-если называете
4 ас-ции;
«4»- 3 ас-ции;
«3» – 2 ас-ции;
«Кластер»
Прваильность выполнения:
– без ошибок «5»;
– 1 ошибка «4»;
– 2 ошибки «3»
«Работа с карточкой»
3 предложения – «5»
2 предложения – «4»
1 предложения – «3»
«Работа по закреплению видов ССП»
– без ошибок «5»;
– 1-2 ошибки «4»;
– 3-4 ошибки «3»
«Задание на выполнение обратной связи»
3 предложения – «5»
2 предложения – «4»
1 предложения – «3»
Прием «Ты-мне, я-тебе»
4 вопроса –«5»
3 вопроса –«4»
2 вопроса –«3»
«Заполнение диаграммы»
3 определения- «5»
2 определения- «4»
1 определения- «3»
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
ЗА УРОК